Найти в Дзене

95 лет УМПО. История предприятия бережно хранимая в музее завода. Часть I.

17 июля 2020 года Уфимское моторостроительное производственное объединение УМПО отпраздновало 95 лет со дня рождения, по такому случаю мне удалось наконец-то попасть в музей завода и лично посмотреть и ознакомиться с трудовыми подвигами и историей предприятия.

Уфимское моторостроительное производственное объединение начало свой славный путь ещё в Рыбинске в 1925 году. В начале Великой Отечественной войны Ордена Ленина государственный союзный завод №26 из Рыбинска был эвакуирован в Уфу, объединен с другими эвакуированными предприятиями на базе уфимского завода-дублера.
Сам музей был основан директором завода М.А. Ферином в приказе от 8 марта 1962 года говорится: «Считать официальной датой открытия музея истории организации 20 июля 1961 года».
-2

Экспозиция музея разместилась в нескольких залах. Пройдя в музей вы попадаете в зал где представлена богатая коллекция поршневых и турбореактивных двигателей, производимых на УМПО.

Все поршневые моторы, находящиеся в музее, относятся к типу рядных бензиновых четырёхтактных моторов водяного охлаждения с 12 цилиндрами, расположенными V-образно друг к другу под углом 60 градусов, по 6 цилиндров в каждом ряду. Всего за период выпуска поршневых моторов завод изготовил их более 100 тысяч.
-3

Из поршневых можно увидеть: М-17, М-100, ВК-105ПФ, ВК-107А

-4

Также в первом зале разместились короткоресурсные двигатели. Они были предназначены для самолетов-мишеней, беспилотных самолетов-разведчиков, крылатых ракет. Разработкой таких двигателей для беспилотных самолетов занималось КБ С.А. Гаврилова, а объединение выпускало их около 30 лет. Для создания таких двигателей использовали ТРД, выработавшие в эксплуатации полный срок службы, с их последующей конструктивной доработкой. Только двигателей на базе РД-9Б – РД-9БК и на базе РД-9Ф - РД-9БКР было переделано 7700 штук, на базе двигателя Р11-300 – еще около трех тысяч. В экспозиции представлен двигатель Р11АК.

По соседству расположились ракетные двигатели М-9ФК и КР7-300 разработки КБ С.К. Туманского, а также ракетные двигатели разработки КБ под руководством С.А. Гаврилова КРД-26, КРДД-26 и КР21-300.

КР7-300
КР7-300

Экспозицию первого зала завершают турбореактивные двигатели РД-10А, РД-45Ф, ВК-1А, РД-9Б, РД-9Ф

РД-45ФКР7-300
РД-45ФКР7-300

Второй зал продолжает экспозицию турбореактивных двигателей, в нем можно увидеть: Р195, Р11Ф-300, Р13Ф-300, Р25-300, Р29Б-300, АЛ-31Ф и "изюминку" коллекции НК-6

.
.

В этом же зале также находится продукция вертолетной тематики. С пятидесятых годов прошлого столетия и по настоящее время объединение занимается различными узлами для вертолетов КБ Н.И. Камова и М.Л. Миля. В экспозиции представлены колонки несущих винтов для вертолетов КА-15, Ка-26 и Ка-27/Ка-32, автоматы перекоса для вертолетов Ми-1, Ми-6, Ми-26, вентилятор надува и хвостовой редуктор для вертолетов Ми-6.

-9

В третьем зале мы можем узнать непосредственно историю предприятия, начиная с Рыбинска и заканчивая нашими днями.

Увидеть старые фотографии и документы тех лет и конечно лица простых тружеников завода и гениальных конструкторов.

Во время войны в Уфе был изготовлен каждый четвертый авиационный мотор, выпускаемый в СССР, и поэтому когда в болотах ленинградской области был обнаружен мотор М-105ПФ, он был передан заводу и занял свое место в музее.

-12

Всем известно, что двигатели для Москвич -412 производились в Уфе. Их и другие товары, которые делали на заводе в тяжелые постперестроечные времена можно увидеть в четвертом зале.

Продолжение следует, в котором мы более подробно и детально посмотрим авиационные двигатели....

Часть II Поршневые авиационные двигатели М-17 и М-100.

-14