Найти тему
Классический Либерал

Как Плутарх Советский Союз помогал строить

Оглавление

Заголовок может показаться немного комичным, если не вдаваться в подробности. Ведь действительно, какая связь между древнегреческим философом и государством, которое существовало на территории России в 20 веке? На самом деле тут всё очень просто. Говоря о Плутархе, многие упоминают его не иначе как «адвокат тоталитаризма». И если уж быть откровенным, его трудами были вдохновлены многие авторитарные утопии. Так что же сделал этот человек? Дальше мы попробуем ответить на этот вопрос.

Устройство дома нашего

Для того, чтобы понять связь между античностью и советским государством, нам необходимо познакомиться с таким государством как Спарта. Но для полного понимания, нам необходимо ввести ещё одну фигуру в наш дискурс — Ликург. Что это за человек? Ликург Спартанский, человек, который (по мнению его современников) создал ту Спарту, о войнах которой говорили: «Лакедемоняне (Спарту также называли Лакедемон) о врагах спрашивают не сколько их, а где они». Именно Плутарху мы обязаны тем, что знаем что это вообще за человек. Ликургу, склонны были относить большинство законов и предписаний, которые действовали в Лакедемоне. Здесь пожалуй стоит начать с государственного строя, который был создан великим законодателем.

Гос. Аппарат в Спарте представлял собой совет из 30 (из них двое — цари) старейшин (герусия) и достаточно демократическое народное собрание, которое состояло из всех граждан не моложе 30-ти лет (такое собрание называлось апелла, само по себе такое собрание не могло что либо предлагать, оно либо отвергало решения герусии либо принимала). Стоит отметить, если апелла не соглашалась с герусией, последняя могла спокойно распустить первую. Кроме того, наибольшей политической силой являлся совет из 5 эфоров (каждый избирался путём выборов, а круг полномочий их был достаточно широк, если не сказать размыт). Изначально, последних не было вовсе, но уже после Ликурга, апеллы стали поднадзорны эфорам, которые спокойно могли не прислушиваться к мнению большинства. Не стоит также забывать, что два царя (архагеты) не были монархами в классическом понимании этого слова. Полномочия архагетов сводились к тому, чтобы руководить армией, организации жертвоприношений и, собственно, участии в совете старейшин. В общем — олигархия по Ликургу, скажем так.

Общий дом, общий раб

-2

Но что же касается быта обычных спартанцев? А вот тут уже интереснее, ибо государство взяла на себя роль полного подчинения личной жизни своих граждан. Разумеется, не стоит забывать, что Спарта это рабовладельчество, а значит обычным гражданам было разрешено заниматься только военным искусством и спортом. Остальные же виды деятельности — земледелие, торговля, ремесло — были уделом илотов, народом, который жил в Лекедемоне до прихода спартанцев (последние покорили илотов и сделали их своими крепостными, т. к. те были прикреплены к земле, их нельзя было продавать как рабов). Имущественные отношения также были достаточно интересными. Во-первых, как уже упоминалось, нельзя называть илотов словом рабы, они скорее крепостные, которых было невозможно выставить на продажу, во-вторых, в Спарте действовала система распределения, по которой каждый взрослый спартанец должен был иметь один или более земельный участок, который, вот сюрприз, нельзя было ни продать ни купить (участки переходили только по наследству). Фактически, частная собственность была достаточно иллюзорна. Всё имущество принадлежало государству (ничего не напоминает?). Даже илоты не могли быть освобождены своим господином, только самим государством (кто владеет, тот и распоряжается).

Спарта — это Я

Единственный «разрешенный» смысл жизни для юноши, который вырос в Спарте — война. Будучи гражданином Лакедемона ты обязан был служить своему дому, который дал тебе всё. Слабакам тут действительно не место. Что уж и говорить, наверное все помнят, что делали с болезненными и просто слабыми новорождёнными на территории Лакедемона. Государство строго следило за тем, чтобы воспитывались только те дети, которые были признаны здоровыми и пригодными к дальнейшему развитию.

Жан-Пьер Сен-Урс Отбор детей в Спарте. 1785
Жан-Пьер Сен-Урс Отбор детей в Спарте. 1785

Дисциплина, равнодушие к боли — вот, что действительно ценилось в мужчине. Как говорилось выше, гражданские собрания (апеллы) состояли из граждан не моложе 30-ти лет. Именно этот возраст считается тем временем, когда обычный юноша становится настоящим гражданином своей страны (с этого же момента начинается и фактическая военная служба).

Лакедемон был образцом общества, где индивид лишь часть большего. Обед только за общим столом, вносить вклад в общий стол должен каждый, ничего не утаивая у себя в закромах.

Кроме того, пожалуй, самый интересный тезис государственной политики Спарты: «здесь не должно быть ни нуждающихся, ни богатых». В общем, долой буржуев и бедноту.

Далее стоит сделать референс к коммунистической идеалогии. Как нам рассказывают современные последователи коммунизма, у собственности, как оказалось, есть два типа: личная и частная. Мол, вот ваш дорогой смартфон, товарищ, у вас никто не отберёт ведь вы им не зарабатываете, а значит не являетесь угнетателем. А вот частная собственность помогает собственнику ущемлять права рабочих, так что, давайте сюда пожалуйста, мы лучше разберёмся с вашим заводиком.

Нечто похожее существовало и в Спарте, т. к. считалось, что каждый уважающий себя гражданин должен жить только на то, что сам произвёл (как упоминалось выше, торговля также не была в почёте среди «свободных» граждан). А самое интересное — никому нельзя было иметь золота или серебро. А из чего тогда делать деньги? Железо! Уж железо то никого не соблазнит (что скорее было проблемой, т. к. почти никакой внешней торговли у Спарты не было, ведь кто хочет совершать обмен драгоценностей на обычное железо?)

Также интересно отношение государства к делам семьи. Не стоит забывать, что продолжение рода было чуть ли не главнее ведения войны. А значит, что настоящая спартанка не должна была быть против, если бы государство сказало: «так, если твой муж не достаточно фертилен тебе необходимо попробовать с другим — это приказ».

Отношение к детям тоже должно быть достаточно знакомым для тех, кто изучал лево-радикальную литературу. Плутарх говорил, что Ликург был против глупой ревности и того, чтобы дети принадлежали конкретным людям, дети должны быть общими для общего блага.

Не стоит забывать, что и к внешним контактам Спарта была закрыта. Иностранцы были тем злом, которое могло развратить благородных лакедомонян. Иностранная литература (вроде того же Гомера) также не была в почёте

В чём же всё-таки миф Спарты?

Во многом, Плутарх описывает Спарту как государство, которое наиболее приблизилось к тому идеалу, что представляли для себя многие греки. Сейчас уже трудно отделить реальность от легенд, которые описывал Плутарх. Но факт остается фактом, никто так много не написал про это государство вечных воинов. Плутарх, как и многие платоники считали Спарту оплотом нравственности и честности. Следующая цитата наиболее полно описывает отношение писателя к Ликургу: «Он (Ликург) приучал сограждан не желать и не уметь жить отдельно от других, напротив, они должны были, как пчелы, жить всегда вместе, собираться вокруг своего главы…»

Давид Жак Луи
Давид Жак Луи

Благородные войны, которым чуждо богатсво и скорбь. Лакончиная простота и строгая красота.

Да и сама история Спарты показывает, что государство это просуществовало досточно долго и достаточно успешно справлялась со всеми невзгодами. Значит, можёт всё-таки тоталитарный метод всё-таки есть то, что необходимо всем нам?

Увы, но реальность далека от теории. Плутарх внушает нам, что Лакедемон есть государство без взяточничества, без похоти и прочих пороков. Хотя Геродот же, не скрывая удивления, говорил, что спартанцы уж больно падки на взятки. А наследники от женщин, которые считались самыми целомудренными во всей Греции, часто отвергались, т. к. возникало сомнение, что сын действительно является рождённым от законного мужа. Да и самый яркий пример, царь Павсаний, который окончил жизнь как предатель собственной земли, подкупленный Ксерксом.

Аристотель, главный критик Лакедемона, говорит, что несмотря на весь миф о неподкупности граждан и высших чинов, эфоры (у которых становилось всё больше и больше власти) с удовольствием принимали взятки (т. к. были бедны) от всех, кто их даёт. Последние также в принципе не очень-то соответсвовали статусу «гражданин Спарты» и вели достаточно своевольный образ жизни, особенно на фоне обычных граждан (прямо как чиновники из советской и современной России). Глупо и предполагать, что растущее давление на «свободных» рано или поздно не выльется в тайные похождения ради удовольствия.

Самая первая и самая яркая звезда любви идеализма и власти — вот, что такое Спарта у Плутарха

Падение утопии

Если говорить о финальной главе Спарты, стоит выделить так называемый эллинистический период (или римский), на который пришёлся основной путь краха этого смелого государства. В период упадка Лакедемон насчитывал всего лишь 700 граждан (против 10 000 в расцвет). Да и те немногие стали быстро беднеть и брать деньги в долг. А там, где растёт бедность — разрушаются законы. Нежелание Спарты иметь дело с другими государствами (кроме военной экспансии) также не сыграло на руку Лакедемону. Многие союзы были фиктивными и отсутствие реальной внешней торговли, дружественных отношений с другими привели к трагедии, когда началось восхождение македонской силы. С каждым новым поражением исчезал и знаменитый спартанский боевой дух. Дальнейшие реформы, которые хотел провести царь Агис IV потерпели неудачу из-за взяточничества верхних чинов и нежелания богатых отдавать свои наделы. Главным препятствием на курс реформ были как раз таки эфоры, которые к тому моменту имели большую силу (и глупость, с нежеланием на изменения и ограничение собственной власти). Их удалось разрушить только при Клеомене III, что дало новый толчок развитию Лакедемона. Тем не менее, растущие аппетиты Македонии не могли позволить новый расцвет Спарты. Клеомен был убит при Селласии.

Внутренние противоречия также не способствовали улучшению ситуации. Рабы часто бунтовали и не хотели больше так жить. Этим воспользовались римляне, которые задушили остатки независимости некогда великого государства, вокруг которого был создан самый яркий и интересный миф, что стал опорой для многих идеалогий на многие годы вперёд

Итог

Как мы уже поняли, миф о Спарте, который был создан Плутархом это то, что является базисом многих идей для мыслителей эпохи модернизма. Каждый раз, пытаясь построить свою Спарту, мы натыкались на всё те же проблемы, в надежде изменить детали, но не суть.

Мы всё ещё наивно полагаем, что существуют правильные идеи, которые абсолютно точно необходимо привить всем своим гражданам, чтобы на планете Земля наконец-таки установился мир, которого мы так желаем. Но этот вечный спор между разными справедливостями, разными мировоззрениями ничего не даёт. Но многие помнят тот короткий промежуток времени, когда своя родная империя была так успешна в период всесильности. И хочется снова повторить тот потрясающий момент, словно и не было грязи, ошибок и несвободы. Момент, когда ты горд за свою страну и кушаешь самое вкусное мороженое в мире.

Автор - Алексей Тартыжов