Основная беда большинства наших городов заключается в том, что руководством в них занимаются люди которым не интересна их работа. В сочетании с некомпетентностью это дает потрясающе неэффективные результаты. А ведь есть способы повысить качество работы (в данном случае транспорта) и сделать удобно людям с минимальными финансовыми затратами.
Правда, удобством работу не измеришь, и качество — дело такое. А раз не измеришь - премию не выпишешь. Поэтому и маэмо що маэмо, как говорят на юге.
Есть в нашем городе Екатеринбурге международный аэропорт им. Демидова, расположенный в поселке Кольцово. Исторически получилось так, что вел туда кривой и узкий Сибирский тракт. По которому от железнодорожного вокзала ходил автобус первого маршрута. Помимо подвоза пассажиров в/из аэропорта, он выполнял важную социальную функцию — обеспечивал транспортом жителей поселка Компрессорного завода, Птицефабрики, района Лесотехнического института и т.д.
Маршрут настолько привычный, что даже авторы т.н. транспортной реформы не догадались его модернизировать, а тупо попытались перенумеровать (зачем!?) в тридцать девятый...
Но прошло время, народу стало ездить неприлично много, и область построила до аэропорта прямую мега-дорогу с четырьмя полосами в каждую сторону. В народе она получила прозвище в честь губернатора, который ее построил — Россельбан. Потому что ездить в сторону аэропорта и выезжать на Челябинский тракт стало легко и приятно. А автобус №1 продолжал ездить по своему маршруту.
Тогда город посмотрел на это и решил, что он тоже умеет в транспорт. Москва примерно тогда запустила один из первых аэроэкспрессов, который имел оглушительный успех. Мэрия наша, которой всю дорогу страшно хочется "как в Москве", решила повторить. Долго рулилась с РЖД, но в итоге построила двухкилометровое ответвление от Каменск-Уральской ветки. Запустила свой аэроэкспресс.
Очень быстро пришло понимание, что электричка сообщением Екатеринбург-Пассажирский — Аэропорт Кольцово возит большей частью воздух. И она стала ходить дважды в день, что-то около семи утра и примерно так же — вечером. Но пассажиров от этого больше не стало.
В чем причина? Причина в том, что примерно в это же время в дополнение к первому автобусу появился коммерческий маршрут 01Э, который ходит от вокзала до аэропорта и обратно по кратчайшему маршруту без остановок (интервал — ровно 30 минут). Да, он стоит дороже, чем обычный маршрутный, но и едет быстрее. Особенно учитывая, что там ходят какие-то не сильно большие машинки типа Богданов.
И вот представьте себе человека, который в здравом уме, видя на привокзальной площади этот чудесный автоэкспресс, откажется от него. Пойдет, пройдет досмотр при входе на территорию вокзала, найдет пригородные кассы, купит билет, пойдет на восьмую платформу, двадцать четвертый путь и будет с чемоданами карабкаться в электричку. Не можете? Блин... Я тоже нет. Проблема мертворожденного аэроэкспресса в том, что аэропорт наш расположен слишком близко к городу, и экономия времени в случае с электричкой не оправдывает усилий пользования ею.
При этом и 1/01Э маршруты далеки от эталона удобства. С одной стороны неясно зачем ехать именно к вокзалу, чтобы сесть на него. С другой — он вроде у метро, но идти от станции 300 метров с досмотром при входе на территорию вокзала или 600 если в обход. Ну а потом — через полгорода на выезд в сторону аэропорта... Проще уж сразу на такси, это не так дорого.
Как делать правильно?
Ага, скажете вы, засирать-то легко! Сказал бы как правильно делать.
Для начала стоило бы посмотреть на то, что мы имеем к настоящему времени, ведь многие транспортные решения опираются на реальность десяти-, а то и двадцатилетней давности. Имеем мы следующее: аэропорт соединен с городом прямой автомобильной дорогой на которой практически не бывает пробок. Со стороны города, практически на окраине жилого массива, находится конечная станция метро.
Поэтому если с какого города и брать пример — так это с Питера. Там действует чудесный автобусный маршрут (даже два), который соединяет Пулково с метро Московская.
Есть резон запустить автобус, с маршрутом аэропорт — метро Ботаническая (в крайнем случае — до южного автовокзала). Максимально прямой маршрут, минимум движения по улицам и пробкам. Можно делать короткие интервалы и для этого не понадобится много машин. Ну а у метро уже сейчас фактически сформировался транспортный хаб: трамвай по улице Фучика, троллейбусы и автобусы по улице Белинского, наконец - метро. Которое, кстати, может нормально взбодриться от потока желающих поехать в аэропорт.
Печально, что за пятнадцать лет комитету по транспорту не пришла в голову эта простая и очевидная идея. С другой стороны, на днях презентовали проект Южного автовокзала. Он должен разместиться между улицами Крестинского-Шварца-Белинского. Строительство начнут вот-вот, возможно новый ТПУ подтолкнет мэрию к смелым транспортным решениям.