(описание игры и приёма)
По материалам кн.: В.М. Букатов, А.П. Ершова «Хрестоматия игровых приемов обучения» (серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)
«Волшебная палочка»(ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.
Например, передающий называет
на математике: любое число, а принимающий — число на 2(3, 4) единицы больше(меньше);
на русском языке: существительное — прилагательное(глагол) к нему;
на литературе: название сказки, рассказа, повести — одного из персонажей этого произведения;
на химии: вещество — его характеристику(органическое-неорганическое, металл-неметалл);
на истории: фамилию исторического деятеля — имя(или страну, или даты жизни).
Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».
Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность словосочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из ее особенностей, дает свой ответ. Например:
СТОЛ — стол с чернильными пятнам,
стол со скатертью,
раскладной стол,
обеденный стол;
БЕЖИТ — собака бежит,
ручей бежит,
девочка бежит,
дорога бежит.
Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение«Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.
Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.
Примеры вариантов:
— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;
— говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствующих ответил бы точно так же, то они встают;
например, передающий: два плюс три — принимающий: пять (часть детей встает, они согласны);
но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности,
например, передающий: елка — принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, высокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист — черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.;
— передающий выбирается (или назначается) один на всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в руки (если этот вариант использовать для работы всех детей, то он становится наименее социо-игровым, если же все присутствующие разделились на малые группки и в них сами выбирают передающего и сами перевыбирают его за какую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жизненно ценным для занятия).