Найти тему
Политка

Высокая стоимость «бесплатного» высшего образования

В эпоху постоянно растущей стоимости обучения в университетах и стремительно растущих долгов за обучение концепт так называемого «бесплатного» высшего образования быстро набирает популярность. Берни Сандерс, к примеру, предлагает сделать обучение во всех публичных университетах бесплатными, ссылаясь на опыт стран Скандинавии и Германии.

Долги за обучение растут стремительными темпами, достигнув уже $1.5 трлн
Долги за обучение растут стремительными темпами, достигнув уже $1.5 трлн

Страны Скандинавии имеют высокие уровни налогообложения, финансирующие в том числе и высшее образование, но насколько велика отдача с этих инвестиций? У нас есть с чем сравнить.

В то время как в Америке средний выпускник колледжа может рассчитывать на 65% прибавку к зарплате по сравнению со средним выпускником школы, в Норвегии этот показатель составляет 2%. График ниже — относительный, где доходы выпускников школ составляют 100.

График не включает Германию, поскольку бесплатное высшее образование там появилось сравнительно недавно — в 2014 году
График не включает Германию, поскольку бесплатное высшее образование там появилось сравнительно недавно — в 2014 году

Как видно, ценность образования в странах Скандинавии явно ниже, чем в США. Однако помимо снижения возврата с инвестиций, бесплатное высшее образование не помогло увеличить долю образованных людей по сравнению с США. Напротив, в США доля людей с высшим образованием выше.

-4

Бедные выпускники датских школ имеют такой же шанс продолжить обучение, как и бедные выпускники американских школ. Это является проблемой — если бедные не пользуются «бесплатным» высшим образованием, то, учитывая довольно регрессивные системы налогообложения в Скандинавии, получается, что бедные субсидируют средний класс и богатых.

Бесплатное высшее образование и долги за обучение

Согласно Сандерсу, «Тот факт, что сотни тысяч людей не могут позволить себе высшее образование, и что миллионы выпускаются с гигантскими долгами, обременяющими их на десятилетия, является полным безумием, и абсолютно противоречит интересам страны и её будущему. Мы должны покончить с этим недальновидным подходом.»

Сандерс, вероятно, был бы шокирован, если бы он узнал, что долги за обучение существуют и в Скандинавии, причём немалые. Хотя само обучение бесплатное, то, например, проживание и еда — нет. Парадоксально, но бесплатное обучение даёт дополнительную инициативу для обучающихся набирать долги, переезжая от родителей в раннем возрасте. Пока в Америке всё более распространяется практика, где студент, с целью сэкономить деньги, остаётся дома и посещает местный колледж в течение двух лет, в странах с «бесплатным» образованием таких стимулов меньше.

  • В 2015 шведы, воспользовавшиеся кредитами на обучение, имели средний долг в $17,266.
  • В Норвегии средний студент обладал долгом в 280,000 норвежских крон после выпуска. Это составляет примерно $32,500.
  • Для сравнения — средний долг за образование в Америке после выпуска в 2015 году составил примерно $30,100.

Уровень студенческих долгов в Норвегии сопоставим с Америкой (несмотря на то, что обучение в Норвегии почти не влияет на доходы), у шведов долг составляет примерно половину от американского, но только номинально. Любопытно, что средний долг в Швеции меньше, но в Швеции процент студентов, выпускающийся с долгами, выше, чем в Америке.

В 2004 году 85% студентов в Швеции выпустились, имея долги, в Америке — всего 50%. Хотя у шведов подушевой долг ниже, уменьшенная отдача от образования означает, что среднее соотношение задолженности к доходу в Швеции будет составлять 79%, в то время как в Америке — 57%.

Другими словами, с учётом дохода студенты в Америке имеют меньше долгов, чем шведы и норвежцы.

Поделиться Сохранить в закладках Ещё4 273 просмотра61 упоминание/pol/ daily14 дек 2018Подписаться