Крупные российские продавцы зерна подготовили очередную хартию, нацеленную на борьбу с перегрузом при перевозках сельхозпродукции. Элеваторы пообещали не принимать транспорт, который нарушает установленные законом весогабаритные нормы. Об этом писали 24 июля на портале AGROBOOK (профессиональная сеть фермеров и людей агробизнеса).
Инициатором обеления перевозок выступила Ассоциация добросовестных участников рынка АПК, куда входят, в том числе, крупнейшие экспортёры зерна – ОЗК, ТД «Риф», Glencore, «Мирогрупп Ресурсы» и другие.
Документ, который разработали в ассоциации, носит название «Меморандум о противодействии нарушению весогабаритных норм при автоперевозках сельхозпродукции».
В документе отмечается, что преднамеренное превышение допустимой массы транспортных средств при перевозке зерновых и масличных культур приводит к «устойчивым негативным последствиям». Недобросовестные перевозчики получают конкурентное преимущество, а те, кто пользуются их услугами, – «незаконную экономию». Перегруженный транспорт вызывает преждевременный износ дорог, вызывает рост коррупционных нарушений и в целом тормозит развитие рынка.
Компании, которые подпишут документ, обязуются не нарушать законодательство и не допускать искажения сведений о перевозке. Грузоотправители должны гарантировать соблюдение весовых норм, перевозчики – отказываться от заказов «с перегрузом», терминалы – не принимать транспорт с превышением допустимой массы.
Директор «СовЭкона» Андрей Сизов заявил «Коммерсанту», что одним только саморегулированием проблему перегруза решить не удастся – если, конечно, к борьбе не подключится Госатоиспекция.
Впрочем, предыдущая инициатива Ассоциации добросовестных участников рынка АПК – «Хартия АПК в сфере оборота сельскохозяйственной продукции», принятая в 2017 году, – оказалась довольно успешной. Компании, подписавшие Хартию, отказались от «серых» схем закупки зерна, начали приобретать продукцию либо непосредственно у производителя, либо у посредника по агентскому договору, из которого прослеживается вся цепочка прохождения товара. В результате случаи незаконного возмещения НДС со стороны трейдеров сократились в разы, а фермерские хозяйства получили возможность продавать даже небольшие партии зерна напрямую экспортёрам.
В Объединенной зерновой компании (ОЗК) «всецело поддерживают» инициативу: «Несмотря на законодательные запреты, проблема превышения допустимой массы при перевозке сельхозпродукции стоит достаточно остро». В ОЗК надеются, что меморандум обеспечит добросовестную конкуренцию и будет согласован в ближайшее время. В DeloPorts (управляет в том числе зерновым терминалом КСК) вопрос присоединения к меморандуму рассматривают, отмечая, что в документе пока не учтены некоторые технические моменты. Агрохолдинг «Степь» (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова) готов присоединиться к инициативе, заявил его гендиректор Андрей Недужко.
В Минсельхозе проект меморандума пока не получали. При этом там отметили, что считают важным применение добросовестных практик не только в целях развития честной конкуренции и формирования единых «правил игры», но и для повышения эффективности бизнеса. Саморегулирование способствует развитию рынка и позволяет упростить разрешение спорных ситуаций, но требует соблюдения правил и гарантий всеми участниками, добавил представитель Минсельхоза. По словам члена совета РОО «Опоры России» Михаила Марышева, последнее касается не только бизнеса, но и контрольно-надзорных органов, среди которых присутствует большая коррупционная составляющая.
https://cxt.su/news/rossijjskie-elevatory-otkazhutsja-prinimat-zernovozy-s-peregruzom/