Трудные вопросы ЕГЭ по биологии и ошибки учащихся 36850 Кандидат педагогических наук, профессор МИОО Георгий Лернер представляет разбор сложных экзаменационных заданий по биологии и распространенные ошибки учащихся в них, а также дает общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ. 27 марта 2019
Нововведения в оценивании второй части ЕГЭ по биологии Задание 23. Содержит от 3 до 4 критериев. Если ответ включает в себя все названные элементы, полагается 3 балла. Задание 26. Это задание, посвященное темам «эволюция» или «экология», подразумевает от 3 до 6 элементов ответа. Чтобы получить 3 балла, нужно осветить не менее 4 критериев (иногда не менее 5). Задание 27. Содержит от 3 до 4 критериев. Четвертым элементом, как правило, является объяснение. Если ответ включает в себя все (3 или 4) названные элементы, полагается 3 балла. Советы педагогу Научите ребят определять количество критериев в вопросе. В формулировке обязательные элементы ответа не всегда могут быть очевидны. Объясните, что ответы не должны быть бытовыми. Напомните, что в заданиях на поиск ошибок утверждения не исправляются путем простого отрицания. Повторите с учениками принципы оформления решений задач по генетике (правила прописаны в учебниках). Обратите особое внимание на вопросы 19, 20, 21 первой части. Даже «сильные» дети, олимпиадники, делают ошибки в этих простых заданиях из-за невнимательности и неумения анализировать задачу. А чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии основательно и свести вероятность ошибки к минимуму, можно заглянуть в Справочник, выпущенный специально для подготовки к итоговому испытанию. Тема: Биология как наука Каким методом и в какой фазе деления изучается кариотип человека? Что выясняется этим методом? Элементы ответа Метод цитогенетический (микроскопия); фаза, в которой хорошо видны хромосомы — метафаза. Этим методом определяют наличие хромосомных или геномных мутаций и наличие (или отсутствие) наследственных заболеваний. Комментарий. Тема «методы исследования» достаточно трудна для усвоения выпускниками. Именно поэтому необходимо обращать внимание на точность формулировки. Ответ выпускника № 1 Этот метод генетический. 2. С его помощью можно посчитать количество мутаций и узнать пол человека. Комментарий. Оценка экспертов – 0 и 1 балл. Сказано про пол. Ответ выпускника № 2 Этот метод микроскопический. 2. С его помощью рассматривают строение хромосом в метафазе. Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Названы метод и фаза деления клетки. В чем заключается суть метода микроклонального размножения растений? Элементы ответа Этот метод применяется для выращивания культур клеток и тканей растений. Некоторое количество клеток помещают в питательную среду и выращивают определенное время. При добавлении гормонов, обеспечивающих рост и дифференцировку клеток, получают рассаду растений, которые потом высаживают на поля. Ответ выпускника Этим методом размножают растения. 2. Их выращивают из кусочков ткани (каллус). 3. Выращенные саженцы высаживают на поля. Комментарий. Оценки экспертов – 1 и 2 балла. Ответ не содержит биологических ошибок, но он не проясняет сути метода: не сказано о необходимости специальной среды для выращивания, об обработке культуры гормонами, дифференцировке клеток и формировании полноценного растения. Какие методы исследования позволили экспериментально доказать, что ДНК реплицируется полуконсервативным путем? Элементы ответа Применялись методы меченых атомов и центрифугирования. Полуконсервативный способ репликации ДНК был доказан с помощью изотопа N15 и последующего разделения смеси ДНК на две фракции с двумя изотопами азота и N14. Ответ выпускника № 1 Применялся биохимический метод. 2. Этим методом доказали, что ДНК реплицируется. Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Ответ содержит ошибки и не отвечает смыслу вопроса. Ответ выпускника № 2 Применялся метод центрифугирования смеси молекул ДНК. 2. Было выделено два вида ДНК: старая и новая. Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Выпускник указал второй из методов исследования (центрифугирование) и пояснил, что была старая и новая ДНК. Ответ неполный. Не указан ни метод меченых атомов, ни его суть в данном эксперименте. Тема: Клетка как биологическая система Какие особенности строения молекулы воды обеспечивают выполнение ее функций в организме? Элементы ответа Полярность молекул воды определяет ее функции растворителя солей, кислот и других гидрофильных соединений, входящих в состав слизей, секретов. Наличие водородных связей определяет ее теплопроводность, плотность. Комментарий. Приведенные примеры ответов не являются единственно возможными. Важно, чтобы ответ не искажал смысла вопроса и не содержал биологических ошибок. Ответ выпускника № 1 Вода – хороший растворитель. 2. Вода замерзает при 0 градусов. Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Нет связи между строением и функциями воды. Ответ выпускника № 2 Молекулы воды полярны, поэтому в ней гидрофильные вещества диссоциируют на ионы. 2. Вода имеет три агрегатных состояния и может обладать разными свойствами. Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Второй ответ не соответствует смыслу вопроса Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1)Белки — это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2)Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. (3)Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. (4)Следующая структура — вторичная, удерживается слабыми гидрофобными связями. (5)Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). (6)Удерживается такая структура водородными связями. (7)Четвертичная структура представлена комплексом глобул, находящихся в третичной структуре. Элементы ответа. Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6. 1 — Мономерами белков являются аминокислоты. 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями. 6 — Третичная структура белка удерживается ковалентными дисульфидными, ионными, гидрофобными и другими связями. Ответ выпускника Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6. 1 — Мономерами белков нуклеотиды не являются. 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями. 6 — Третичная структура не удерживается водородными связями. Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Балл получен за второй критерий. Остальные предложения исправлены неверно простым отрицанием «не». Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, и объясните их. (1)Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. (2)Один фермент катализирует несколько разных реакций. (3)Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. (4)По химической природе ферменты — это только белковые молекулы. (5)Они (ферменты) не изменяются по своему химическому составу в результате реакции. (6)Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту. (7)Активность ферментов зависит от его количества, температуры, и рН-среды. Элементы ответа Ошибки допущены в предложениях 2,3,4 2 — Каждый фермент катализирует одну определенную реакцию. 3 — Фермент, расщепляющий белок, не взаимодействует с жирами. Ферменты специфичны по отношению к субстрату. 4 — Ферменты могут быть образованы комплексами с небелковыми компонентами — витаминами, металлами. Ответ выпускника Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5. 1 — Ферменты и гормоны расщепляют химические вещества. 2 — Один фермент — одна реакция. 5 — В результате реакции фермент разрушается и на его место приходит новый. Комментарий. Оценки экспертов 0 и 1 балл. Исправление ошибки во втором предложении может быть истолковано экспертами по-разному. Главное слово в задании: разные. Выпускник написал «одна», а не несколько. Может возникнуть вопрос: всего одна или один тип реакций (что имел в виду выпускник?). Какими путями вещества могут поступать в клетку? Элементы ответа Вещества могут поступать в клетку путем: диффузии и осмоса по градиенту концентрации; активного ионного транспорта (калий-натриевый насос) или с участием транспортных белков; фагоцитоза и пиноцитоза. Ответ выпускника Вещества поступают в клетки через кровь, путем инъекций. 2. Из внешней среды путем пиноцитоза и фагоцитоза. 3. В процессе дыхания — кислород в ткани, а углекислый газ из тканей. Комментарий. Оценка экспертов 1 балл. На апелляции возможно отстоять еще один балл: выпускник, по существу, ответил правильно, обозначив пути проникновения веществ в клетку. Однако — не понял вопроса. Более точными были бы вопросы: «Какими способами вещества поступают в клетку из внешней среды?», «Какие „механизмы“ обеспечивают поступление веществ в клетку?», «Какими путями вещества проникают в клетку через клеточную мембрану?». В аппарате Гольджи различают два полюса. Один расположен ближе к эндоплазматической сети, другой – к цитоплазматической мембране. Как такое положение связано с функциями органоида? Для каких клеток это может быть наиболее характерно? Элементы ответа Аппарат Гольджи накапливает вещества, синтезируемые на эндоплазматической сети. В мембранных пузырьках синтезированные вещества направляются к цитоплазматической мембране и удаляются из клетки. Аппарат Гольджи лучше всего развит в клетках эндокринных желез и желез внешней секреции, а также в синапсах. Ответ выпускника Аппарат Гольджи переносит от ЭПС к цитоплазматической мембране синтезируемые на ЭПС вещества. 2. Эти вещества удаляются из клетки через плазматическую мембрану и идут к местам своей активности. 3. Больше всего этого органоида в клетках эпителиальной ткани. Комментарий. Оценки экспертов – 2 и 3 балла. В третьем пункте нет точного ответа на вопрос. Тем не менее, сам вопрос поставлен так, что допускает данный ответ, который не содержит биологических ошибок и соответствует смыслу вопроса. Если бы спрашивалось «Для каких структур или органов....?», тогда ответ мог быть не засчитан. Как строение цитоплазматической мембраны связано с выполняемыми ею функциями? Элементы ответа Двойной слой липидов мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку. Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции. Углеводы гликокаликса выполняют сигнальную и строительную функции. Пластичность мембраны обеспечивает функции фаго- и пиноцитоза. Ответ выпускника № 1 Мембрана состоит из липидов и белков. 2. Через мембрану проникают вещества в клетку и удаляются из нее. 3. Строение мембраны позволяет ей выполнять много функций. Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Ответ выпускника № 2 Мембрана обладает избирательной проницаемостью благодаря бислою липидов и обеспечивает активный транспорт благодаря транспортным белкам. 2. Мембрана клеток у животных способна изменять форму. 3. Это свойство обеспечивает возможность фагоцитоза и пиноцитоза. Комментарий. Оценка экспертов – 2 или 3 балла. Ответ содержит основные пункты эталона.