Найти тему
Freak World

Дьявольский маркетинг: о том, как когда-то в обувных магазинах повышали продажи за счет облучения клиентов

Главным приоритетом было оставить клиента с незабываемым опытом и легким кошельком
Главным приоритетом было оставить клиента с незабываемым опытом и легким кошельком

Сейчас мы легко можем выбрать приглянувшуюся пару обуви в интернет-магазине, и если вдруг выбранная пара окажется не по размеру, то мы так же легко сможем вернуть покупку обратно.

Но когда-то покупка обуви была весьма серьезным делом. Если бы вы жили в США 30-х годов, вам бы не только пришлось идти в конкретный обувной магазин, но еще и просить измерить ваши ножки от пятки до кончиков пальцев, после чего вы бы смогли примерить подходящую пару.

А еще в те далекие годы обувные магазины подвергали своих клиентов опасности, хотя ни покупатели, ни продавцы даже не догадывались об этом.

Как и все мыслеформы прямиком из преисподней, идея родилась с добрыми намерениями.

Однажды кто-то долго думал над проблемой эффективности обслуживания клиентов. В итоге этот сверхразум пришел к мысли о том, как было бы здорово видеть сквозь туфли. Ведь работник магазина сможет видеть, насколько хорошо они подходят клиенту, эффективно устраняя всякие лишние вопросы типа "насколько свободно прикасаются пальцы к носку".

Доподлинно неизвестно, кто первым придумал концепцию флюороскопа для примерки обуви (или педоскопа). Согласно наиболее распространенной версии, автором дьявольского изобретения был доктор Джейкоб Лоу, который подал патент на эту идею в 1919 году.

Прошло еще семь лет, прежде чем патент был выдан, но доктор Лоу не стал тратить время на презентацию своего изобретения на различных медицинских конвенциях. Новинка и так привлекла широкое внимание.

Снимок, полученный с помощью флюороскопа (педоскопа) 1930-х годов. Из Национального музея ядерной науки и истории США
Снимок, полученный с помощью флюороскопа (педоскопа) 1930-х годов. Из Национального музея ядерной науки и истории США

Устройство напоминало деревянный подиум с прикрепленной ступенькой. Потенциальный покупатель обувного магазина должен был встать на ступеньку, просунуть ногу в отверстие, а затем посмотреть в видоискатель, чтобы увидеть свои рентгеновские снимки...

Фото Derek Cadzow. На снимке распространенная модель педоскопа, которой был оснащен каждый обувной магазин в Глазго в 50-60-х годах
Фото Derek Cadzow. На снимке распространенная модель педоскопа, которой был оснащен каждый обувной магазин в Глазго в 50-60-х годах

Фактически каждый педоскоп был оснащен тремя отдельными видоискателями: один для продавца, который мог оценить правильную посадку, второй для покупателя, и третий - дополнительный для друга или родителя, сопровождающего клиента.

-4

Маленькие деревянные подиумы, внутри которых размещался радиоактивный материал для повседневных рентгеновских снимков, стали появляться в обувных магазинах около 1920-х годов. Поначалу коробки с рентгеновским излучением рассматривались в основном как коммерческая уловка, но в итоге педоскоп был признан как ценный инструмент для подгонки обуви. В те ранние годы никто не задумывался о потенциальных опасностях. Ведь с педоскопом каждый мог достичь идеальной посадки стеклянной туфельки...

Обувные магазины по всей территории Соединенных Штатов, а затем и в Канаде, в Великобритании, и в Швейцарии установили педоскопы, чтобы привлечь клиентов к использованию новейших технологий. Очень быстро это стало промышленным стандартом...

В 1950-е годы ужасающий характер вещей просто стирался из виду. Даже в научных исследованиях говорилось о том, что педоскоп не является устройством представляющим явную угрозу. В качестве аргумента ученые парировали тем, что устройство давно используется, и прямых клинических доказательств вреда пока нет.

На пике популярности в начале 1950-х годов обувных магазинах на территории Соединенных Штатах было по меньшей мере десять тысяч педоскопов. И не только взрослые пользовались радиоактивной коробочкой, но и дети, которые были в восторге от этого развлечения.

Специалисты по подбору туфель рентгеновским методом облучали своих клиентов сотнями раз в день - это была задача любого обычного продавца.

Ретро-снимок Wisconsin Historical Society / University of Wisconsin
Ретро-снимок Wisconsin Historical Society / University of Wisconsin

Никто. Абсолютно никто не задумывался о долгосрочных последствиях. Всё внимание было сфокусировано только на повышении продаж. Главным приоритетом было оставить клиента с незабываемым опытом и легким кошельком.

Пожалуй, самая зловещая часть маркетингового плана заключалась в том, чтобы обвинять родителей, в первую очередь матерей, в том, что их дети вынуждены ходить в неправильно подобранной обуви, ведь это свидетельствует об очевидных моральных недостатках...

Да и в патенте доктора Лоу говорилось о том, что помощью его изобретения, родители смогут визуально убедиться, покупают ли они правильную обувь для своих мальчиков и девочек, которая не травмирует и не деформирует чувствительные кости и суставы.

Шли годы. Ученые постепенно начали догадываться о том, какой сюрприз таят дьявольские подиумы из обувных магазинов. В конце концов, стало очевидно, что эти ящики пропускают радиацию повсюду, да и вообще, являются довольно глупым способом подгонки обуви.

К 1970-м годам флюороскопы для примерки обуви были практически повсеместно запрещены. Хотя к тому времени они уже просто вышли из моды. Однако ущерб уже был нанесен. У многих пожилых пациентов наблюдались те же проблемы с ногами, которым страдают выжившие при атомных бомбардировках...

Производство педоскопов не регулировалось никакими стандартами, и каждый производитель делал немного по-своему. Таким образом, у разных ящиков был разный уровень излучения.

Учитывая близость к рентгеновскому снимку, клиенты были подвержены воздействию радиации через ноги. Но помимо этого, были утечки в различных местах, происходило облучение в области живота, а иногда и всего тела.

Но больше всего досталось тем, кто получил указание продать технологичную фишку. Продавцы в обувных магазинах использовали флюороскопы сотни раз в день, бессознательно отравляя себя снова и снова.

К счастью, не только в нашей стране, но и во всем остальном мире мало кто знает о том, что такое "педоскоп". Устройство устарело, вышло из моды, да и сам факт того, что люди десятилетиями пользовались нерегулируемыми радиационными машинами в обувных магазинах, стал одной из забытых глав истории.