Мозаика в большинстве случаев — это камень или стекло.
С камнем или мрамором многое понятно — встречается в природе, разнообразен и имеет множество натуральных цветов и оттенков.
«Стеклянная история» началась не так давно по земным меркам. Точнее, в эпоху фараонов, в середине второго тысячелетия до н.э. Например, стекло встречается в отличительном знаке (картуше) фараона Тутмоса III из XVIII династии. И на счёт того, как оно там оказалось, существуют две гипотезы.
Первая гипотеза военно- героическая: после завоевательных походов в Месопотамию, Тутмос III привез в Египет пленников, среди которых были специалисты по производству стекла. Таким образом, египетские мастера получили основные элементы этой технологии и поддерживаемые одобрением фараона, дали этому мастерству быстрое развитие (1445 г. до н.э.).
Вторая гипотеза туманно-расплывчатая: стекло получилось в результате вариации методов производства майолики. Майолика в те времена уже получила широкое распространение и изготавливали её смешиванием силикатов с щелочами, добавляли воду и плавили полученную смесь.
Периодом наибольшего расцвета мастерских, занимающихся изготовлением стекла и изделий из него, считается 313 год до н.э., а место расцвета – египетская Александрия. В то время по воле великого завоевателя Александра Македонского, город, названный в его честь, стал культурным центром, где процветали все формы искусства. И начиная примерно с этого времени мозаика получила в своё распоряжение новый материал.
Но как получается золотая мозаика? Ведь дороговато выйдет, если колоть слитки. Такая роскошь не по карману даже самым богатым монархиям. Да и в церковь многие люди заходили бы лишь для того, чтобы эти золотые квадратики (они называются тессеры) из стен повыковыривать.
Для производства золотой смальты используют стекло и кое-какие нюансы, которые состоят в сложном технологическом процессе и самом настоящем 24- каратном золоте. Технологию производства «античного золота», как его сейчас называют, придумали в Византии.
Итак. Сначала надувают огромные стеклянные пузыри. Настолько большие, чтобы их можно было нарезать на много квадратов размером 10х10 см приблизительно. И эти самые получившиеся квадраты должны быть не выпуклыми, а стремиться по форме к плоскости. Затем кисточкой, чтобы не оставлять следов от пальцев, на этот стеклянный квадратик кладут фольгу из 24-каратного сусального золота. Размер фольги обычно 8х8 см.
Потом всю эту конструкцию запечатывают расплавленным стеклом, в так называемую пиццу. Название своё свежеиспечённая золотая смальта получила за схожесть форм с неаполитанской тезкой и привлекательный внешний вид.
Для того, чтобы придать золотой смальте различные оттенки от тёплых до холодных, стекло может быть окрашено в различные цвета, например, синий, желтый или даже чёрный. А для получения серебряной смальты вместо золотой фольги используют серебряную.
Золото и серебро – инертные металлы, в реакцию со стеклом они не вступают. И золотая (или серебряная) смальта, которая по сути представляет из себя «сэндвич», держится за счёт того, что верхний тонкий слой стекла соединяется с толстым нижним через мелкие трещинки в фольге. Поэтому и просят фотографировать золотые мозаики без вспышки. Выбрасываемые вспышкой фотоны света заставляют металлическую фольгу вибрировать, в результате связи между слоями ослабевают. Со временем тонкая верхняя защитная стеклянная пластинка выпадает, а следом за ней выпадает металлическая фольга, которая ничем больше там не была закреплена. В мозаике остаётся лишь нижняя часть «сэндвича», то есть толстое стекло. А стекло – прозрачное и свет не отражает, оно его пропускает. И получается большая головная боль для реставратора, так как тессера есть, а глаз видит дырку.
Современные технологии придумали большое количество материалов «под золото», которые значительно удешевляют стоимость готовой работы, а невооруженным глазом, да с небольшого расстояния, плохо различимы с античным аналогом. Но, к сожалению, эти материалы годятся не для всех мозаичных работ.