Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам
Сегодня о ЕГЭ по химии 2020 не пишет только ленивый. Собирают петиции об отмене результатов (я насчитала целых четыре!), выходят на одиночные пикеты, обрывают телефоны горячей линии ЕГЭ. Какой кошмар! "Онижедети"претерпели стресс! Да какой?! Впервые в жизни их заставили ДУМАТЬ тем местом, которым нужно! Не отвечать, как попугаи, по натасканным тестам, а РАССУЖДАТЬ и АНАЛИЗИРОВАТЬ! И понеслось: "шэфусепропало", "мамаспасисына", "менярежутбезножа".
Мифы о "нерешаемости" второй части ЕГЭ уже начали развенчиваться. До сентября времени много, а до ЕГЭ 2021 - еще больше. Лично я успею все уже известные задачи ЕГЭ методически "разложить по полочкам", составить на каждую не менее десятка аналогичных и не менее сотни "алгоритмически элементарных" (скоро расскажу как это делается), научить и своих учеников, и коллег.
Первая часть ЕГЭ, которую, как известно, проверяет компьютер, долгое время оставалась не исследованной. Я говорю исключительно о себе, поскольку мои ученики решили задания этой части без напряжения и у них практически не возникло вопросов. Мне они сказали следующее: "в отличие от Демоверсии и Тренировочных работ, которые Статград рассылал в школы, задания ЕГЭ были с явно более выраженной аналитической компонентой". Но ребята привыкли к выполнению именно такого стиля тестов, поскольку "год-два-три" занимались по моим многочисленным и объемным методическим разработкам с домашними заданиями, авторскими КИМами для контроля знаний в аудитории и КИМами для Погружений в ЕГЭ. Треть каждого занятия со мной уходит именно на АНАЛИЗ (!!!) домашнего здания и КИМа. К этому я отношусь более чем трепетно, понимая, что в Интернете можно найти практически все ответы, но никогда не найдешь СЕРЬЕЗНОГО СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ! Не потому, что такового нет, а потому, что это - уникальный и достаточно сложный АВТОРСКИЙ ТРУД (!!!), который, как и любой другой труд, должен быть достойно оплачен! (Теперь понятно, почему услуги хороших репетиторов стоят дорого?!)
Однако, у многих выпускников и учителей "аналитический стиль" первой части ЕГЭ вызвал буквально панический ужас! Мне начали писать с просьбами объяснить (проанализировать) огромное количество заданий. Сегодня остановлюсь только на нескольких заданиях 24-й позиции ЕГЭ, прозвучавшие в просьбах "со стороны" наиболее часто. Самое смешное, что в основе решения совершенно разных примеров лежит лежит всего "полшага анализа уровня детского сада". Слушаем внимательно!
Послания с просьбами, полученные на WhatsApp
Ликбез
Химическое равновесие - состояние системы реагирующих веществ, при котором скорости прямой и обратной реакции равны друг другу.
Изменения равновесной системы в результате внешних воздействий, определяются принципом подвижного равновесия Ле-Шателье: если на систему, находящуюся в равновесии, производится внешнее воздействие (изменяется концентрация, температура, давление), то равновесие смещается в таком направлении, которое способствует ослаблению этого воздействия.
Изменение температуры: при повышении температуры ускоряется эндотермический процесс, при понижении - быстрее протекает экзотермическая реакция.
Изменение давления: при повышении давления равновесие смещается в направлении образования веществ, занимающих меньший объем, понижение давления способствует процессу, сопровождающемуся увеличением объема.
Изменение концентрации: при повышении концентрации реагента в системе развивается процесс, уменьшающий концентрацию этого вещества.
Катализаторы одинаково ускоряют как прямую, так и обратную реакцию и поэтому на смещение равновесия влияния не оказывают, а только способствуют более быстрому его достижению.
"Полшага анализа"
При добавлении в гомогенную равновесную систему твердого НЕРАСТВОРИМОГО вещества, равновесие никуда не сместится (практически не сместится, дискутировать не нужно).
При добавлении в гомогенную равновесную систему твердого РАСТВОРИМОГО вещества, образующего при растворении ионы реагентов или продуктов или связывающегося с реагентами или продуктами, приведет к смещению химического равновесия.
Неужели сложно подумать над тем, как ведет себя вещество при добавлении его в воду - растворяется или не растворяется?! И все!!! Если ученик знаком с соответствующей темой (Химическое равновесие), выполнял тесты АНАЛИТИЧЕСКИ (!!!), как разумный человек, а не механически, как попугай, то решить такое задание абсолютно не трудно! Для этого требуется всего "полшага анализа".
Системный анализ конкретных вопросов
1) Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe(CNS)3 + Q
В задании представлено ионное уравнение качественной реакции на ион железа (III) (реакция с роданидом калия). В присутствии иона железа (III) при добавлении роданида (калия) образуется вещество красного цвета - роданид железа (III), он же тиоцианат железа (III) - Fe(CNS)3 (от греческого "родеос" - красный).
При добавлении в раствор твердого (РАСТВОРИМОГО) роданида калия KCNS, он диссоциирует на ионы KCNS → K+ + CNS-, концентрация роданид-ионов CNS- увеличится (т.е. увеличится концентрация одного из реагентов), равновесие смещается в сторону прямой реакции.
При добавлении в раствор твердого (РАСТВОРИМОГО) хлорида железа (III) FeCl3, он диссоциирует на ионы FeCl3 → Fe3+ + 3Cl-, концентрация ионов железа Fe3+ увеличится (т.е. увеличится концентрация одного из реагентов), равновесие смещается в сторону прямой реакции.
Что сложного?! Подумать - растворимо ли это ТВЕРДОЕ вещество или нерастворимо!!! Кстати, для этого даже ДУМАТЬ НЕ НУЖНО - есть ТАБЛИЦА РАСТВОРИМОСТИ!!!
2) Zn2+ + HOH ↔ ZnOH+ + H+
В задании представлено ионное уравнение первой ступени гидролиза растворимой соли цинка. Гидролиз протекает по катиону, в системе накапливаются протоны водорода H+ (среда подкисляется).
При добавлении в раствор твердой (РАСТВОРИМОЙ) щелочи, она диссоциирует на ионы МеОН → Ме+ + ОН-, гидроксид-ионы связывают протоны водорода (т.е. концентрация продукта уменьшается) Н+ + ОН- → Н2О, равновесие смещается в сторону прямой реакции.
Согласна, здесь нужно было подумать "два раза по полшага" - о растворимости твердой щелочи (все сдающие ЕГЭ по химии об этом обязаны знать!) и о ионном уравнении реакции нейтрализации Н+ + ОН- → Н2О (его учат, как мне кажется, в детском саду)!
Еще раз риторический вопрос - кто виноват в плохом написании ЕГЭ по химии 2020?! "Риторический ответ" - виновато зеркало!
Хочу сказать ту фразу, которую я всегда произношу родителям ученика при первом знакомстве: балл ЕГЭ определяется вкладом ученика и учителя в равной степени. Делим 100 баллов пополам: вклад учителя - 50 баллов, вклад ученика - 50 баллов. Вывод: баллы больше 50 - показатель работы ученика! В тандеме работать должен каждый - тогда и результат будет виден!
Привожу пример страницы авторского КИМа (с ответами) по теме "Химическое равновесие". Нашли знакомые задания? Напомню, на занятиях мы не запоминаем ответы, как попугаи, а проводим СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ каждого задания КИМа! Чего и вам желаю!
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал, поставить лайк и посетить сайт "Репетитор по химии и биологии"!
Еще больше заданий и задач вы найдете на сайте репетитора Богуновой Валентины Георгиевны
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова