Сама система образования постоянно изменяется. В Российской Империи в 1907 году был принят законопроект о всеобщем обязательном образовании. С этого момента у нас началась эпоха "образования для всех".
По негласному закону жизни, образование для всех никогда не бывает качественным. Следует понимать ради какой цели система обучает каждого ребенка. Не для того, чтобы он был эффективным и достигал своих личных целей, а лишь ради того, чтобы он не был обезьяной с гранатой в современном обществе. Его обтесывают до общего среднего уровня. Всё как у людей. Элита всегда обучала своих детей отдельно и давала совсем иные знания.
В СССР общее образование давала школа. В институт поступали 5-8% от всех школьников, читай интеллектуальные сливки.
В современной же России расплодились так называемые заборостроительные институты, каждый видел их типовые названия: "Всемирная академия туризма и маркетинга" или что-то вроде того. Помпезно и бессмысленно для обучающегося.
Но если лох желает корочку, его всегда грамотно обслужат.
Дадут всемирный диплом бирюзового цвета. Лишь бы денежки платил.
Интеллектуальная элита переместилась в аспирантуры - те же 5-8%.
Другой проблемой высшего образования стала скорость устаревания данных. Непонятно, как можно давать знания в таких сферах как: программирование, маркетинг, робототехника и похожие. Ведь база знаний в них обновляется чуть ли не каждую неделю.
Таким образом, единственными целями современного ВУЗа стали:
1. Научить обрабатывать информацию. Научить учиться. (Распечатка скачанных из интернета рефератов сюда, конечно, не входит). Море практики и общение по теме с экспертными практиками-преподами. Только так.
2. Дать возможность студенту наработать горизонтальные связи.
Заставить его вертеться в приличном обществе.
В наше время первому можно научиться самостоятельно с куда бОльшей эффективностью, а второму критерию удовлетворяют лишь некоторые столичные и питерские вузы.
Образование будущего уже тут. Оно в интернете. Имея гугл, социальный интеллект и незашоренность сознания, можно делать не вещи, а ВЕЩИ.
Появилась возможность получить практически любое образование (я не говорю о медицине или тому подобному), а применить его можно на любой из стажировок. Было бы желание.
Практика + постоянное (ежедневное) самообразование - вот что такое институт настоящего.
Кто этого не понимает, будет носиться потом со своей бирюзовой корочкой заборостроительного Института Вселенского Маркетинга и Галактического Успеха, недоумевая, почему ему везде предлагают 15 тысяч рублей оклада, а иногда даже харкают в лицо.
Один мой родственник решил вовсе не отдавать свою дочь во всякие институты. Он хочет сделать из нее мастера по работе с видео. Вместо шатания по бессмысленным парам, она будет с 16 лет работать в полях, перманенто обучаться и нарабатывать опыт. К 21 году она уже будет опытным видеомонтажером со своими проектами и связями (Если ей это будет интересно, конечно).
Тема обширная, надеюсь, я хоть как-то подытожил всем известные истины.