И о том, как их учу я.
Недавно мне попалось стихотворение Бродского, которое мне захотелось выучить.
Нет, мне захотелось его знать. А выучить его нужно, потому что, если хочешь его знать, то его нужно выучить. хе... кто нудный? я нудный.
Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.
Вот, из-за этого вот отрывка. Всё вместе называется "Август".
И вот, знаете, промучившись два дня - да, я не слишком плотно "мучился", возможно, занялся бы плотнее, то и результат был бы другой - я его практически не запомнил. И бросил это дело.
Сейчас вот опять захотел знать, но это уже другая история. Перепишу на листок и буду повторять время от времени.
Самое смешное, что с памятью у меня всё ок, то есть... Она специфически, но работает.
Например, когда мы учим детские стихи с мелким, я их запоминаю уже на третий повтор.
Значит, дело не совсем в памяти.
А в чём?
В образном мышлении. Именно поэтому я не могу запомнить стихотворение Бродского - слишком сложны и многозначны образы. Они перетекают один в другой, они связаны и многослойны. И я в пролёте. Потому что, чтобы запомнить, мне нужен образ.
Например:
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
- Радуга, радуга, цвет-пересвет.
Это мы с мелким учили в последний раз. В.Степанов "Радуга".
Записал(а) по памяти, влез(ла) в книжку, только чтобы поправить знаки препинания.
Образный ряд простой: радуга, весело, радостные дети радостно читают речёвку.
То есть, простой образный ряд, простые слова и вот оно: стихи для детей.
Которые легко учатся.
Мы с мелким пробовали выучить...мм... Жуковского "Лесной царь"
Очень уж мелкого впечатлил мрачный эмоциональный, немного старинный текст:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".
Мелкий выучил только этот кусочек. И то потому, что мы с ним это превратили немного в спектакль: он читает на разные голоса.
То есть, чем сложнее образный ряд, чем сложнее и непривычнее сами слова, тем сложнее учить.
Помогает привязка слов к образам или действиям.
Этот небольшой эксперимент убедил меня в том, что стихи должны быть по возрасту. Даже сильное желание не всегда помогает запомнить сложный текст.
А вы учите стихи? Или как-нибудь иначе тренируете память?
Моя память очень избирательна, и я никогда не знаю, что именно я запомню из того, что хочу запомнить.
Поэтому пытаюсь тренировать её) Хотя бы стихами)
Ваш Мартокот