Найти тему
Записки левой лапкой

О том, как мои дети учат стихи и почему некоторые из них учатся сложнее

И о том, как их учу я.

Недавно мне попалось стихотворение Бродского, которое мне захотелось выучить.

Нет, мне захотелось его знать. А выучить его нужно, потому что, если хочешь его знать, то его нужно выучить. хе... кто нудный? я нудный.

Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.

Вот, из-за этого вот отрывка. Всё вместе называется "Август".

И вот, знаете, промучившись два дня - да, я не слишком плотно "мучился", возможно, занялся бы плотнее, то и результат был бы другой - я его практически не запомнил. И бросил это дело.

Сейчас вот опять захотел знать, но это уже другая история. Перепишу на листок и буду повторять время от времени.

Самое смешное, что с памятью у меня всё ок, то есть... Она специфически, но работает.

Например, когда мы учим детские стихи с мелким, я их запоминаю уже на третий повтор.

Значит, дело не совсем в памяти.

А в чём?

В образном мышлении. Именно поэтому я не могу запомнить стихотворение Бродского - слишком сложны и многозначны образы. Они перетекают один в другой, они связаны и многослойны. И я в пролёте. Потому что, чтобы запомнить, мне нужен образ.

Например:

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
- Радуга, радуга, цвет-пересвет.

Это мы с мелким учили в последний раз. В.Степанов "Радуга".

книжка с чудесными иллюстрациями, покупала давно, ещё для старшей.
книжка с чудесными иллюстрациями, покупала давно, ещё для старшей.

Записал(а) по памяти, влез(ла) в книжку, только чтобы поправить знаки препинания.

Образный ряд простой: радуга, весело, радостные дети радостно читают речёвку.

То есть, простой образный ряд, простые слова и вот оно: стихи для детей.

Которые легко учатся.

Мы с мелким пробовали выучить...мм... Жуковского "Лесной царь"

Очень уж мелкого впечатлил мрачный эмоциональный, немного старинный текст:

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".

Мелкий выучил только этот кусочек. И то потому, что мы с ним это превратили немного в спектакль: он читает на разные голоса.

То есть, чем сложнее образный ряд, чем сложнее и непривычнее сами слова, тем сложнее учить.

Помогает привязка слов к образам или действиям.

Этот небольшой эксперимент убедил меня в том, что стихи должны быть по возрасту. Даже сильное желание не всегда помогает запомнить сложный текст.

А вы учите стихи? Или как-нибудь иначе тренируете память?

Моя память очень избирательна, и я никогда не знаю, что именно я запомню из того, что хочу запомнить.

Поэтому пытаюсь тренировать её) Хотя бы стихами)

Ваш Мартокот