Найти тему
Гай Юрий

ROME: Total War. Основные инструменты стратегии. I

Золотые слова!
Золотые слова!

Перед вами, так сказать, вводный инструктаж для античного стратега. Основные инструменты для управления собственной империей: где что посмотреть и как управлять. Для опытных игроков здесь вряд ли будет что-то новое. А для тех кто хочет приобщиться к сообществу стратегов, но его пугает "сложность" такого рода игр - этот материал станет своеобразным гайдом.

Итак, изначально мы на стратегической карте. Мы видим территорию своих владений, старательно обозначенных красной линией и территории союзников. Весь остальной мир скрыт туманом войны.

Классическая начальная расстановка на примере Юлиев
Классическая начальная расстановка на примере Юлиев

Какие изначальные важные данные мы можем здесь получить? Во-первых приблизим участок карты колёсиком мыши и осмотрим территорию.

Карта не "мёртвая" и максимально информативная.
Карта не "мёртвая" и максимально информативная.

Совсем неподалёку от нашей столицы - Арреция, есть залежи мрамора!

По разным провинциям разбросаны ценные ресурсы, такие как: мрамор, железо, лес, стекло и даже лошади и дикие звери. Всё это - важнейшие для экономики данные. Фактически, это то, что будет превращаться в деньги для казны молодого государства.

Предварительный осмотр собственных и близлежащих территорий - важная стратегическая информация. На её основе имеет смысл строить план военной экспансии, захватывая наиболее "жирные" области в первую очередь. Опережая конкурентов, которыми, зачастую, выступают и союзники...

Важное отступление. В "Риме" механизм сухопутной торговли осуществляется только между соприкасающимися регионами! То есть, если вы "отхватили" регион, окружённый со всех сторон врагами (и у него нет возможности морской торговли) - провинция будет жить на налоги и сельское хозяйство. А это очень печально.

Так же, на карте можно увидеть насколько плодородны земли в ваших владениях.

Щелчок правой клавиши  выводит название региона и  тип местности, включая информацию о плодородности земель.
Щелчок правой клавиши выводит название региона и тип местности, включая информацию о плодородности земель.

Да, торговля, как и в реальности, здесь, что называется, "рулит". Но на начальном этапе территории с хорошей землёй будут давать бОльшую часть прибыли (после налогов). В таких местах лучше сразу строить сельскохозяйственные постройки. Но об этом позже.

Сейчас же обратимся к важнейшему информационному меню. Вызывается оно нажатием на показанный ниже значок либо нажатием "щ" на клавиатуре.

Здесь расположены основные данные о фракции и не только
Здесь расположены основные данные о фракции и не только
Это вкладка "Фракция", которая открывается сразу же
Это вкладка "Фракция", которая открывается сразу же

Для новичка может показаться, что информации слишком много и вообще, что здесь происходит?

Перед вами 4 основных информационных блока:

Стандартная информация: столица, правитель и сколько членов семьи включает фракция (с учётом женщин и детей, соответственно).
Стандартная информация: столица, правитель и сколько членов семьи включает фракция (с учётом женщин и детей, соответственно).
Чистая статистика: сколько регионов имеем, сколько сражений выиграли за всю историю, сколько проиграли.
Чистая статистика: сколько регионов имеем, сколько сражений выиграли за всю историю, сколько проиграли.
Здесь просто условия победы, чтобы не забывал ;)
Здесь просто условия победы, чтобы не забывал ;)
Это для ленивого правителя - отдать под власть искусственного интеллекта управление поселением. На начальном этапе точно не нужно ничего отдавать...
Это для ленивого правителя - отдать под власть искусственного интеллекта управление поселением. На начальном этапе точно не нужно ничего отдавать...

Видим, что ничего здесь заумного и запутанного нет.

Далее видим вкладки наверху и значки в левом нижнем углу. Пройдёмся по ним.

Верхние вкладки - общая информация по направлениям.
Верхние вкладки - общая информация по направлениям.

Сенат.

Сенат не любит Карфаген...
Сенат не любит Карфаген...

Щёлкнув на эту вкладку попадаешь в зал заседания сената. Здесь сразу же открыта под-вкладка "Политика сената", где щёлкнув на иконку представленных фракций, можно ознакомится с отношением сенаторов к ним.

Здесь - текущее задание от Сената.
Здесь - текущее задание от Сената.
Выполнять все капризы Сената особенно не стОит. Так, если задание, в общем, укладывается в ваши интересы - старайтесь и будете тем или иным образом вознаграждены. Если же вам поручают плыть чёрт пойми в какую тьмутаракань, оставив без защиты собственные территории, да к тому же обещают в качестве награды благодарность - ну его такие задачки. В случае невыполнения вы просто получите нагоняй от славных мужей рима.
Важная вкладка! Здесь то, что в итоге либо вознесёт вас на триумф, либо уничтожит!
Важная вкладка! Здесь то, что в итоге либо вознесёт вас на триумф, либо уничтожит!

Здесь мы видим уровни поддержки: слева - Сенатом, справа - народом всей Римской республики. В первую очередь, вас должны волновать отношения с народом. Как только поддержка плебеев станет максимальной, Сенату это сильно не понравится. Да так не понравится, что он, опасаясь за свою власть, объявит вас вне закона!

Бывшие союзники набросятся на вас как стая волков и к этому моменту нужно готовиться! Не спеша и обстоятельно, но периодически посматривая на эту статистику. Лучше и вовсе - дождаться момента максимальной поддержки плебса и атаковать сенаторов самому!

Что нравится народу? Грандиозные завоевания, захваченные территории врагов, высокий уровень жизни и, конечно же, адекватные налоги.

Что нравится Сенату? Конечно же, ваша исполнительность, да и завоевания по началу его не сильно беспокоят. Но вот излишняя любовь народа к вашему Дому для него неприемлема.

Плюсы от Сената, помимо вознаграждений за выполненные задания, есть и в возможности вашему семейству делать карьеру на чиновничьих должностях. Но об этом далее...

Следующая основная вкладка - Дипломатия.

Краткая сводка о состоянии в известном Мире
Краткая сводка о состоянии в известном Мире

На этом свитке можно увидеть только основные данные о всех фракциях в игре. К сожалению (моему), здесь не представлены данные о том, с кем заключены торговые договоры. Да и вообще, хотелось бы видеть историю взаимоотношений с другими народами, а не сухие: союзники, враги. Но, имеем то, что имеем.

К тому же, можно самостоятельно модифицировать игру, выведя на экран все необходимые вам параметры. Первый "Рим" как раз хорош ещё и возможностью его глубокой настройки под себя. Но, это совсем другая история...

Однако, назвать бесполезной эту вкладку нельзя. Здесь вы можете на всём протяжении игры черпать основную геополитическую информацию. С кем имеет смысл заключить союз. Или, быть может, взять кого-то под свой протекторат? Кто дружит с вашим врагом?

Иногда искусственный интеллект прибегает к довольно хитроумной стратегии: терпя поражения от римских фракций, он изо всех сил пытается заключить мир с вами (если вы нейтральны к нему). А система здесь работает так, что тут же состояние войны "отключается" у всех ваших союзников и Сенат, вместе с другими Великими Домами на время отстаёт от новой союзной вам фракции.
Подробности состояния дел вашей казны.
Подробности состояния дел вашей казны.

Здесь хорошая подборка финансовых показателей, которая позволяет понять куда уходят деньги и откуда они берутся. Так же есть достаточно данных для общего анализа вашей экономике.

К примеру, что мы видим здесь? Да, вроде бы мы в плюсАх, но ещё и ни одного действия по постройке не совершили. Да и армии толком нет. А прогнозируемая прибыль всего 252 динария к началу зимнего периода. К тому же источник этого дохода - коррупция, весьма сомнителен.

Основной доход - налоги и сельское хозяйство, а торговля на самом дне. Если не начнём действовать сейчас - уйдём в глубокий минус.

Оставшиеся показатели разберём в следующий раз.

Если нравится контент - лайкай и подписывайся!