Найти тему
Индия Сегодня

Является ли новый российский подход к Китаю и Индии вектором многополярного миропорядка?

Перевод статьи от 21го января 2015 года Франческо Брунелло Занитти, который специализировался на современной истории, международных отношениях, геополитике Южной Азии, истории и политике Индии. В 2015 году являлся научным руководителем IsAG, итальянского Istituto di Alti Studi in Geometria e Scienze Ausiliarie (IsAG). И

Будет ли новый Давос – встреча на уровне между ярмаркой тщеславия и саммитом самых могущественных - в будущем проходить в Кыргызстане - среднеазиатской стране, окруженной самыми процветающими и перспективными державами?

Последние месяцы 2014 года ознаменовались рядом важных двусторонних соглашений и саммитов с участием России, Индии и Китая. По мнению многих международных аналитиков, улучшение отношений Москвы с двумя азиатскими гигантами представляет собой еще один шаг на пути к глобальной трансформации от однополярного порядка, управляемого Соединенными Штатами, к многополярному.

Ключевой момент для анализа фундаментальных причин подхода Москвы к Китаю и Индии связан с трудностями, возникшими в прошлом году с Европейским Союзом и Соединенными Штатами. Осложнения в отношениях между Россией и Западом наглядно иллюстрируются украинским имброглио (запутанным положением).

Однако необходимо также остановиться на долгосрочных стратегических интересах вовлеченных стран. Несмотря на нынешнюю шаткую ситуацию в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, в целом Пекин и Нью-Дели смотрят на Россию как на надежного партнера, с которым принципиально можно продолжать диалог, сотрудничество и торговлю. Китайско-российский диалог развивается с середины девяностых годов, а индийские стратегические отношения с Москвой восходят к дипломатическому наследию времен Холодной войны с Советским Союзом.

Кроме того, нельзя недооценивать тот факт, что Россия, Индия и Китай уже активно сотрудничают в других многосторонних организациях, таких как форум БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), и имеют возможность разрабатывать новые платформы для политического, экономического и военного сотрудничества, например в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Стратегический треугольник Россия-Индия-Китай (РИК), учитывая сложности отношений, особенно с учетом Индокитайских связей, характеризующихся в то же время сотрудничеством и конкуренцией, мог бы поэтому стать интересной моделью диалога в новом многополярном миропорядке.

Укрепление российско-китайского сотрудничества

Что касается тесных отношений между Китаем и Россией, то можно рассмотреть последние соглашения об энергетическом сотрудничестве, учитывая, что улучшение этих отношений шло уже около двух десятилетий после распада Советского Союза. Можно утверждать, что российско-китайское партнерство базируется на трех основных столпах, ключевых пунктах китайской внешней политики: мире, сотрудничестве и развитии, к которым можно добавить взаимную выгоду для обеих сторон - “беспроигрышную стратегию”.

Вехой прошлогоднего улучшения двусторонних отношений стало Майское соглашение 2014 года стоимостью 400 миллиардов долларов, которое касается газопровода "Сила Сибири" и отправки 38 миллиардов кубометров природного газа из России в Китай. Продажа газа начнется не сразу, потому что месторождения природного газа на Востоке России требуют улучшения инфраструктуры, а соединительные трубопроводы еще не установлены. Однако, согласно договоренностям, отправка природного газа по восточному маршруту будет осуществляться с 2018 года.

Россия и Китай также подписали меморандум о взаимопонимании по западному маршруту, который мог бы гарантировать Китаю дополнительные 30 миллиардов кубометров природного газа в год. Важнейшим последствием этих соглашений является то, что они могут превратить Китай в крупнейшего потребителя российского газа. Одним из аспектов, который не следует недооценивать при рассмотрении среднесрочной перспективы, является то, что Китай может стать основным рынком российских энергоресурсов в целом, превзойдя Европу. В 2012 году российский экспорт природного газа в Европу составил 66 миллиардов долларов и составил более 10% от общего объема российского экспорта. В диверсификации своего экспорта Россия могла бы найти на китайском рынке жизнеспособную альтернативу Европе, в то время как последняя должна найти четкие альтернативы, такие как сланцевый газ из США, снижающий ее энергетическую зависимость от России.

В то же время у Пекина есть важное стратегическое преимущество, поскольку он будет получать ресурсы через землю. Это было бы серьезной трансформацией китайского энергоснабжения, учитывая, что в настоящее время ресурсы, предназначенные Китаю, транспортируются морем через Малаккский пролив, контролируемый Соединенными Штатами, и через районы, характеризующиеся напряженностью и территориальными спорами (Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря).

Став фундаментальным энергетическим партнером Китая, Россия стала бы также конкурентом США, поскольку китайская территория является одним из наиболее выгодных рынков для вашингтонского экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Энергетика представляет собой важнейшую сферу, в которой может развиваться российско-китайское сотрудничество: например, "Роснефть" предложила китайским властям 10% акций проекта совместной разработки Ванкорского нефтяного месторождения в Восточной Сибири, третьего по величине дочернего предприятия "Роснефти" по добыче нефти на суше. Эта сделка будет представлять собой самое значительное на сегодняшний день китайское долевое участие в российской береговой нефтяной промышленности. Кроме того, ей будет предложено представительство в Китае в совете директоров того же проекта, в то время как Москва предложит продажу нефти с Ванкорского месторождения с оплатой в юанях, что станет примером вызова международной долларовой системе и ее роли в качестве резервной валюты в мире.

Китай намерен инвестировать в Азиатский инфраструктурный сектор с амбициозной целью создания сложной сети высокоскоростных железных дорог, трубопроводов, портов и оптоволоконных кабелей, которые могли бы связать китайские города с соседними странами и за их пределами; в данном случае можно привести два проекта: Экономический пояс Шелкового пути через Евразию и Морской Шелковый путь 21-го века через Восточное и Южно-Китайское моря, Тихий и Индийский океаны. Эти проекты могли бы эффективно связать Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Некоторые объекты из этих планов уже строятся, особенно в центральноазиатских республиках, но Китай намерен создать больше связей с Россией, Ираном, Ближним Востоком, Турцией, Индийским субконтинентом, Юго-Восточной Азией и Европой.

Нынешний Азиатский политический сценарий, учитывая эти китайские инфраструктурные проекты, характеризуется консолидацией стратегического сотрудничества между Россией и Китаем, что было подтверждено в конце последней встречи стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), состоявшейся в Пекине (10-11 ноября 2014 года). Это стратегическое сотрудничество было дополнительно подчеркнуто визитом министра обороны России Сергея Шойгу в Пекин через несколько дней после саммита АТЭС.

Из всех этих встреч и последующих договоренностей вытекала перспектива создания альянса на основе общих экономических, военных, политических и энергетических интересов с целью совместного развития и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это сотрудничество могло бы также в какой-то степени выглядеть как политический ответ на сдерживание НАТО и американской стратегии разворота, завершенной для восстановления баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот особый вид интерпретации, ориентированный на озабоченность Вашингтона, основан на анализе напряженности в Восточной Европе и спорадических дипломатических столкновений за экономический контроль над Восточным и Южно-Китайским морями.

Китай благосклонно относится к экономическим последствиям своего сотрудничества с Россией. Международная обстановка и проблемы, связанные со стратегическими вопросами, создали условия для укрепления взаимодействия между Россией и Китаем, чтобы Москва могла отстаивать свои интересы, а Пекин-поддерживать глобальный баланс сил. Вполне возможно, что такого рода сотрудничество могло бы пойти дальше, сделав две страны взаимозависимыми и способными укрепить отношения в других секторах (сельское хозяйство, аэрокосмическая промышленность, оборона и информационные технологии). Россия и Китай уже имеют консолидированные деловые отношения на сумму около 100 миллиардов долларов, и в то же время Китай может поддержать Москву в борьбе с последствиями западных санкций для ее финансов. Пекин будет продолжать инвестировать в российские облигации и осуществлять прямые инвестиции в Россию. Китай в настоящее время в состоянии сделать это, учитывая наличие валютных резервов (более 4000 миллиардов долларов).

Кроме того, как показал визит министра обороны России Шойгу в Пекин, российско-китайское сотрудничество будет укрепляться и по другим направлениям, таким как военное сотрудничество, которое может быть реализовано с учетом общих озабоченностей, связанных с упомянутым поворотом США в Азию. Как объявил Шойгу, в течение 2015 года пройдут российско-китайские совместные военно-морские учения не только в Тихом океане, но и в Средиземном море.

Это сознательная долгосрочная стратегия России оставить позади сотрудничество с Европой и Соединенными Штатами или просто тактика, направленная на активизацию отношений с Западом? Вполне вероятно, что Россия рассматривает укрепление партнерства с Пекином как полезную альтернативу отношениям с Европой, а также как противовес роли США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако весь сценарий более многогранен, учитывая сложность китайско-американских отношений и экономическую взаимозависимость между Вашингтоном и Пекином.
http://thedailyjournalist.com/the-strategist/russian-approach-towards-china-and-india/