Запись
Если вы выполнили все шаги, приведённые в первой части статьи, то вы максимально готовы к записи.
Вам осталось определиться с процессом. Записываете ли вы одним дублем от и до, делаете ли вы это по частям, каков порядок записи инструментов, сколько отводится на перерыв. Всё это частности, которые обговариваются внутри коллектива, частью которого уже является звукоинженер. Говоря о порядке записи, здесь уже в ход могут идти старинные семейные рецепты, а-ля: сначала пишем барабаны, потом гитары и только потом бас, фагот и горловое пение — мол, только так можно попасть в плейлист apple и spotify.
Всё, что я могу сказать на этот счёт: ¯\_(ツ)_/¯
Принцип и порядок записи инструментов определяется жанром музыки и скилами музыкантов. Хорошо, что у нас уже готова демо запись (о ней речь шла в первой части статьи), которая сильно облегчит процесс при любом раскладе.
Правило хорошего тона:
Важно помнить, что если вы только что закончили 6-часовую запись барабанов и хотите сразу переключиться на запись баса, чтобы не тратить время и всё успеть, а может быть даже опередить график и сэкономить — ЗВУКОРЕЖИССЁР ЕЩЁ НЕ ОТДЫХАЛ.
Будьте человечнее друг к другу, возьмите небольшой брейк, посмотрите видос на ютубе или сходите вместе перекусить/перекурить(курение вредит вашему здоровью). Вы будете только в выигрыше, так как работа звукорежиссёра не заканчивается после установки микрофонов. Далее она только начинается. В большинстве случаев: он контролирует исполнение дубля, следит за показателями приборов, возможно так же оценивает художественную составляющую и находится в глубочайшем сопереживании. Утомление ушей — абсолютно реальная физиологическая проблема с которой нужно считаться, а внимание имеет обыкновение рассеиваться с целью экономии мозгом ресурсов.
Выполнение этого простого шага тоже, в перспективе, позволит сэкономить денег!
Не стремитесь уложить все инструменты в один день. По-возможности чередуйте инструменты, чтобы музыканты не теряли связь с реальностью. Самая продуктивная продолжительность записи одного инструмента — 4-5 часов.
Будьте честны с собой, эта барабанная или басовая партия, временами, гуляет так же вальяжно, как подвыпивший турист в Гелленджике. Если не выделить время на редактуру, запись следующих инструментов поверх, в конечном счёте, выльется в чрезвычайно нестабильную конструкцию на редактуру которой уйдёт ещё больше времени и БАМ — вы снова не экономите!
И последнее, если концепция музыки, техническое оснащение и моральные принципы позволяют, то очень круто записывать партию с использованием эффектов, которые вы бы добавили на постпродакшне. Так делают все взрослые люди, я видел это по телевизору.
И вот во что это выливается:
Сведение
Угадайте что? Кажется нам снова нужно вернуться на стадию поиска студии.
Далеко не всегда конкретная студия подходит как для записи, так и для сведения. Причиной тому может быть как акустическое оформление контрольной комнаты, так и техническое оснащение. Я, например, заметил, что у меня сводить получается лучше, когда есть две пары совершенно разных по характеристике мониторов. У других звукорежиссёров может быть мнение отличное от моего. Разумеется, набор плагинов или внешнего оборудования тоже влияет на выбор студии.
Кстати, справедливости ради, далеко не всегда и конкретный звукорежиссёр подходит как для записи, так и для сведения…и это нормально.
Сделать отличную запись и не дожать на сведении — это, увы, событие, встречающиеся очень часто. Чаще встречается только когда не дожимают на мастеринге, но об этом далее.
На мой взгляд, сведение — это не процесс существующий только для того, чтобы исправлять косяки допущенные на записи, как и не является оно менее важным процессом по сравнению с записью. Правда лежит где-то по-середине.
Сведение позволяет полностью раскрыть материал как с технической, так и художественной точки зрения. Подхватить то, что есть и превратить это в продукт.
Чем качественнее вы запишитесь, тем больше времени сведения можно посветить дополнительным эффектам, которые смогут пленить сердце или там, я не знаю, митохондрии слушателя!
Разумеется это справедливо не для 100% музыкальных проектов. Вряд ли вы бы хотели погружаться в многочасовое и кропотливое сведение, выравнивая все шероховатости, если бы вы записывали, скажем, норвежский блек метал.
И, конечно, вы бы наверняка хотели как следует поработать с объёмом композиции, если бы сводили шугейз.
Кстати, о блек метале!
Случай из жизни
Гуру блек метала я не являюсь, но как-то раз имел удовольствие записывать группу Bokkenrijders. На стадии сведения возникла проблема — микс звучал так, как-будто он был записан на хороший студии (так оно и было), что, очевидно, в рамках жанра — неприемлемо. Впервые, мне пришлось, по сути, целенаправленно деградировать качество звучания. Так я узнал о важности эстетики. Lesson learned.
А вот диаметрально противоположный вариант сведения c обилием очевидной обработки, которая идёт лишь на пользу в рамках жанра:
Таким образом я пытаюсь сказать, что жанровая стилистика — это то с чем нужно считаться. Возвращаясь к лейтмотиву нашей статьи (экономия на студии), какие меры мы можем предпринять на этапе сведения, чтобы не допустить лишних трат?
- Обозначайте референсы. Заостряйте внимание звукорежиссёра на деталях, которые кажутся особенно важными.
- Занимайтесь сведением вместе. Скорее всего звукорежиссёру потребуется некоторое время, чтобы сделать скучную базовую работу как то: вырезать тарелки из томов, проверить фазовую корреляцию оверхедов и рабочего барабана, выставить гейт на варган, почистить верх в гитарах итд. Скорее всего, ваше вмешательство здесь не потребуется. Дальше же, когда начнётся выстроение баланса инструментов и художественная часть сведения — ваша помощь может быть очень к месту.
- Достигайте консенсуса внутри коллектива. Классическая ситуация:
Басист: Йоу, мы послушали микс, всё круто, только прибавь, пожалуйста бас гитару! 😏😏😏🤩
Я: Ок!
Аккордеонист: Чел, я послушал микс, всё ок, но почему так громко валит басуха??? 😨😨😨🤯
Я: Ну басист же попросил поднять…
Аккордеонист: Не, не слушай его, он безумец и пьёт отравленную воду 😅😖😖😖
Я: Эммм…
Мастеринг
Как я уже говорил, многие группы записываются качественно, но не дожимают на сведении. Так вот, количество тех, кто не дожимает на мастеринге ещё вдвое больше!
Если мы говорим об экономии на студии, то что может быть менее экономичным, чем просто засрать обнулить все предыдущие старания и вложения?
Напомню, что мастеринг — это выведение вашего микса на коммерческий уровень громкости. Логика всё та же: хороший мастеринг должен не пытаться исправить косяки сведения, а подчеркнуть его (сведение, не косяки) и сделать громче, чем когда соседи сверлят перфоратором несущую стену дома.
На самом деле, ОЧЕНЬ ГРОМКО ≠ ОЧЕНЬ ХОРОШО. Но хорошему мастеринг инженеру это известно.
Почему это так — материал на целую статью. Возможно мы к этому вернёмся.
В разделе о сведении я говорил, что звукорежиссёр, который записывал материал и звукорежиссёр, который сводил материал — запросто могут быть двумя разными людьми (хотя, лично на мой взгляд, лучше, когда это один человек). Так вот, в случае с мастерингом, человек ТОЧНО должен быть другой. Мастеринг инженер — это тот чел, который приведёт материал в тот вид, в котором его будут потреблять слушатели (какой омерзительный канцелярит).
Здесь точно нужна свежая пара ушей и отсутствие эмоциональной вовлечённости,наверняка сформировавшейся у звукорежиссёра, который записывал, сводил, пил пивко, шутил и веселился с коллективом, переслушивая миксы свыше сотни раз.
Случай из жизни
Я занимаюсь мастерингом чрезвычайно редко, но почти каждый раз когда я это делал, мне приходилось работать с миксами, произодство которых явно не отвечало шагам, приведённым в этой статье. Чтобы как-то попытаться исправить ситуацию, я просил присылать треки стемами (сведённая дорожка каждого инструмента по-отдельности). Не могу сказать, что это многократно улучшало результат, но это было хоть что-то.
Заключение
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
Каждый этап подготовки к записи, сама запись и вся пост-обработка — являются абсолютно идентичными по важности шагами и только ответственное отношение к каждому из них выльется в отличный музыкальный продукт, который не будет стыдно переслушивать через год или даже через два.
Как это ни печально, существует нижний порог стоимости создания качественного музыкального продукта, который бы соответствовал стандартам индустрии. Но выполнение рекомендаций приведённых в статье, поможет вам не тратить деньги впустую.
Закладывайте время и бюджет заранее, растите как музыканты и мыслите стратегически!