Лето — время не только отпусков, но ещё строительства и ремонта дома, прилегающих дорог и т.д. Но найти проверенных и надежных исполнителей архисложно. А вот наткнуться на недобросовестных поставщиков материалов и рабочих можно везде. Расскажу, как попался на удочку таких халявщиков, когда искал подрядчиков на стройку дороги.
«Сделаем быстро, завтра будете ездить»
У меня был участок в 10 соток в СНТ с домом, банькой и огородом. Но подъездные пути практически отсутствовали. Гладильная доска, а не дорога. В дождь размывается, а зимой… Многие ездят на внедорожниках, а у меня обычный седан. Уже думал менять машину, но зачем, если меня все устраивает. Решил — надо делать дорогу.
Чтобы мне выехать на основную дорогу необходимо проехать меньше километра. Для одного — это дорогое удовольствие. Пообщался с соседями, правда, согласились не все.
Обратились в одну местную строительную компанию (о чем жалеем до сих пор). Просто посоветовали знакомые из соседнего СНТ. Им делали дорогу, остались довольны.
Позвонили, договорились, что приедут посмотреть фронт работ. Приехали, прикинули. Далее предоставили смету, мы одобрили. Обещали выполнить раньше. Подписали договор и внесли предоплату.
И что-то пошло не так. Со сроками затянули все этапы строительства дороги. В назначенный первый день работ не явились. После наших бесконечных звонков на третий день наконец-то приехали рабочие. Точнее непонятный контингент — «бери больше, кидай дальше». Они даже не знали, что делать. Прораб опоздал на 2 часа. Когда он прибыл, наорал на рабочих, что они, как оказалось, в курсе дел. Перед нами даже не извинился.
В этот день они делали вид, что ведут подготовительные работы. Что-то сыпали, выравнивали. Я не строитель, но сомнения в правильности действий появились уже в начале.
Этот подготовительный этап длился целый месяц. То кто-то заболел, то поставщики задерживают доставку материалов, то техники не было, то еще что-то. Кстати, ни тракторов, ни бульдозеров, ни катков у них не было, брали в аренду.
Далее началась формирование «дорожной подушки». Материалы по-прежнему привозили с задержками, иногда малыми партиями. Работы соответственно выполнялись кусочно. Покрытие на удивление сделали быстро, но...
Было сразу видно, что экономят: на людях, технике и материалах. ПГС привозили каждый раз абсолютно разные машины. Куда высыпать не знали, потому что главного никогда на месте не было. А работяги большую часть времени бездельничали, чем работали.
Все этапы выполнялись, но с задержкой. В итоге окончательное дорожное полотно было бугристое, неровное и неоднородное.
Естественно, всю сумму по договору мы не внесли, учли задержки со сроками и некачественное выполнение работ. Но осадок остался. Разбираться никто не стал.
Во сколько нам все обошлось? Сбросились 10 соседей и каждый внес по 300 000 рублей за дорогу длиной меньше 1 км. Из этой истории я сделал вывод и предлагаю вам вот такой список.
Чек-лист по выбору хороших строителей
- Семь раз проверь и один раз выбери. Даже выбранную компанию по советам друзей и знакомых следует проверять. Почитать отзывы других заказчиков.
- Желательно, чтобы у организации был свой, хотя бы минимальный парк техники. Возникают ситуации, когда работы срываются из-за отсутствия техники (не успели арендовать и т.д.).
- Лучше найти подрядчика, у которого заключены партнерские соглашения с заводами по производству необходимых материалов. В этом случае не будет срыва сроков поставки.
- Проверить объем сыпучих материалов довольно сложно, когда они уже высыпаны горком. А пока они лежат в кузове машины, то можно. Для этого нужна рулетка. Измерьте длину, ширину и высоту изнутри и вычислите объем привезенного материала.
- Никогда не выбирайте дешевые варианты. В этом случае обязательно будет обман с недогрузом.
- И не соглашайтесь на изменение цены. Например, заказали стройматериалы по одной цене, исполнитель сообщает, что сейчас нет в наличии и предлагает другой вариант, но по более высокой цене. Конечно, если встает вопрос срыва работ, то заказчик будет переплачивать. Надежные поставщики так не поступают, даже дорогой материал продадут по уже назначенным ценам. Это вопрос репутации компании.
- Качество материалов лучше проверить заранее. Иногда гравийный щебень заменяют круглым гравием, который плохо сцепляет, поэтому увеличивается расход цемента при производстве бетона. Вместо вторичного щебня продают строительный мусор, что запрещено. Обязательно спрашивать о наличии сертификата и паспорта на партию материалов.
- Старайтесь сами контролировать процесс строительства.
Год назад я стал владельцем целого гектара, занимаюсь фермерством. Дороги к участку не было. Но на этот раз я обратился в надежную компанию, которая выполняет все работы по строительству дорог «под ключ». Искать не пришлось, все под рукой.
А вы сталкивались с недобросовестными компаниями? Напишите в комментариях.