Я по специальности музыкант - и работаю в профессиональном образовании. Это консерваторское училище федерального уровня, куда идут подростки глубоко мотивированные, заранее определившиеся с выбором творческого направления.
Откуда они приходят и приезжают к нам? Из самых разных ДМШ и ДШИ, расположенных по большим и малым городам. Там в них вкладывались потрясающей квалификации преподаватели, каждый из которых в силу личных обстоятельств вынужден довольствоваться педагогической карьерой в сфере детского дополнительного образования.
Скажу откровенно: труд школьных преподавателей значительно напряжённее нашего, училищного. Контингент - разнообразнее и, мягко говоря, не всегда рафинированный. А ответственность - непомерная.
Школы художественные, спортивные (олимпийского резерва), театральные - а также хореографические ансамбли... Всё это титаническая работа компетентных педагогов-репетиторов, тренеров и художественных руководителей. Это может быть колоссальный уровень подготовки - и всего пара шагов до высшего профессионализма выпускников.
Как и музыкальные школы (школы искусств), все эти образовательные организации не имеют отношения к детскому досугу. Это очень серьёзно и напряжённо по своей сути! Требует огромных энергозатрат от школьников и родителей, организованности семьи в целом, серьёзных временнЫх ресурсов.
И нет, это не кружки.
Мне всегда были интересны вопросы: каковы, в целом, функции дополнительного образования детей? Какие цели преследуют родители, решившись на ту или иную стратегию внешкольного обучения/развития/тренажа ребёнка?
- Путь в профессию. Актуально для будущих спортсменов и людей искусства.
- Эстетическое развитие в качестве весомого дополнения к магистральной образовательной линии.
- Физическое совершенствование, борьба за здоровье.
- Дополнительные занятия с репетиторами и на курсах - по предметам общеобразовательной школы - связанные с потребностью улучшить качество базового образования.
Так бы ответила лично я, имея в виду занятость своих собственных детей.
В моей системе тайм-менеджмента нет опций "развлечь"/"привлечь"/"занять"/"с пользой провести время"/"разгрузить родителей"/"скрасить досуг"/"обеспечить досмотр" и так далее, которые - допускаю - иные плотно работающие (далёкие от детоцентризма) мамы и папы могут подразумевать как основную цель детского дополнительного образования.
Возможно, это и есть социальная ниша кружков. Возможно, при школах. Кружков общедоступных, бесплатных - а также внебюджетных, но не несущих ответственности за качество.
Ибо кружки.
Повторюсь - верю: они могут быть востребованы (в том числе как продолжение пресловутой продлёнки) и посещаемы. Тогда рискну спросить: посещая эти, ни к чему не обязывающие занятия, каким образом ребёнок готовится к будущему - к поступлению в ВУЗ, к профессии, к выходу в самостоятельную взрослую жизнь?
Современная, актуальная детско-юношеская тема замешана на конкуренции, соревновательности - и это неплохо. Вездесущие цифры, конкурсные проходные баллы крепко организуют родительское бытие - ежели родители не склонны прятать голову в песок... и организоваться пожелают.
Проиллюстрирую, привязавшись к околокружковой теме.
Пятиклассницы Катя и Настя рукодельничают (условно), проводя за этим занятием в клубе немало времени. Их подруги Люба и Маша также хотели бы рукодельничать, но никак не успевают (да и мама с папой против), так как заняты, соответственно, народными танцами и спортивной гимнастикой (куда их тщательно возят родители каждый рабочий день) - а также с репетитором по немецкому языку. Время этих девочек чётко рассчитано.
Что до рукодельниц, то Катя (заручившись поддержкой мамы, тёти и бабушки) планирует этому посвятить жизнь, поступив вскорости в соответствующий колледж, - этим зарабатывать. Следовательно, посещая клуб и растрачивая драгоценное время, она упорно идёт к профессии. Стратегия семьи - разумная.
У Настиной же мамы чёткого плана нет, а дочкино вышивание и бисероплетение - способ "убить время", пока родители на смене. На первый взгляд, безобидный расклад! - но ни на Филфак, ни на МехМат, ни в химию-биологию, ни в языки девочка подготовиться не успеет, если и далее будет рукодельничать по три часа в день. Без претензий. И именно это, в отличие от всех остальных, - типичный "кружковый" случай. Как по мне, так опасный - и ведёт в самый тупик, к домохозяйству и финансовой зависимости. По маминой недальновидности.
Ваня и Коля четырнадцати лет посещают авиамоделирование в том же районном досуговом центре. Ваня занимается ещё и на курсах по школьным предметам, готовясь, в перспективе, в авиационный институт. Коля ходит за компанию с соседом-приятелем. Ваня гордо шествует в профессию, Коля ворует у себя время для подготовки к поступлению в ВУЗ/колледж (последнее - неминуемо, неотвратимо и может быть провалено). Ванины родители - умницы, Колины - типичные лузеры, для которых безликая категория "кружок" спасительна.
Как профессиональный педагог и мама четверых детей... я не могу не задумываться о подобных материях.
Резюмирую - отрешившись, наконец, от конкретики. Я полагаю, что:
- образовательные организации требуют к себе уважения - и адекватного их сути наименования, даже в быту и внутри семьи: "кружки" - обозначение (чаще всего) неполноценное, либо грубо ошибочное,
- внешкольная нагрузка человека 6(7) - 17(18) лет должна определяться, дозироваться и поддерживаться родителями - исходя из дальнейшего профессионального выбора дочери/сына,
- детские/подростковые занятия с целью "убиения времени" свидетельствуют о равнодушии и беспринципности матерей/отцов, избравших подобный путь воспитания,
- встав на путь родительства, люди не имеют права мыслить облегчённо,
- русский язык богат, современная система детского дополнительного образования - весьма стройна и подробно разработана, кружки не являются в ней основополагающим звеном.
А что Вы думаете по вопросам школьного и внешкольного тайм-менеджмента?
Буду рада дискуссии в комментариях.