Найти в Дзене
KIBERone OFFICIAL

Жизнь после пандемии. 10 главных трендов постковидного будущего

Пандемия коронавируса круто изменила нашу привычную жизнь. Мы прочувствовали, что такое самоизоляция, удаленная работа и регулярные совещания по Zoom, дистанционное обучение и бесконтактная доставка еды. У нас появились новые привычки и новые предпочтения в потреблении и общении, часть из которых, несомненно, уже никуда не денется.

Компания «Билайн» в своем исследовании выделила 10 технологий и трендов, которые уже сейчас влияют на нашу повседневную жизнь и останутся с нами, видимо, надолго.

1. Дистанционная идентификация

На смену уникальным кодам по SMS или push-уведомлениям приходит биометрия. Шоппинг, сложные финансовые операции, подписание документов, все, что связано с обслуживанием, — люди будут все чаще подтверждать свою личность цифровыми способами без физического присутствия. Чем сложнее становится ассортимент товаров и услуг, которые люди потребляют дистанционно, тем более востребованными будут технологии удобной и безопасной верификации и идентификации покупателей.

2. Технологии логистики и доставки

К середине коронакризиса доставка понадобилась даже тем бизнесам, кто традиционно не нуждался в услугах курьеров. Одним из результатов стал заметный рост спроса на новый вид логистики — delivery as a service, доставку твоего товара и услуги, которую можно быстро заказать у того, кто это умеет лучше тебя. Основной потребитель delivery as a service — не крупные компании, а средний и малый бизнес. Эта привычка останется с нами надолго. Микрологистикой и микродоставкой займутся не только такси и логистические компании, появятся специализированные участники. Дроны и беспилотники однозначно займут определенное место в этой системе. Пиком развития тренда станут развитые сервисы c2c-логистики.

3. Онлайн-технологии саморазвития

Удаленное обучение, удаленные развлечения, удаленные занятия спортом — все это самоизоляция сделала привычным. С помощью коронакризиса мы осознали, что для саморазвития достаточно качественного домашнего или мобильного Интернета. Да, мы не откажемся от оффлайн-форматов, тем более, что успели сильно по ним соскучиться. Но вместе с тем люди получили огромный стимул делать все это онлайн. И это хорошо, потому что так в области образования, развлечений и веллнеса будет еще больше конкуренции, а значит, — стимула к развитию продуктов и услуг в интересах клиентов.

4. Удаленная работа

Дистанцированное существование — далеко не самый жизнеспособный тренд. Потому что четыре миллиона лет социализации невозможно нейтрализовать тремя месяцами самоизоляции. Люди вернутся в рестораны, офисы, театры и магазины с утроенной силой при первой же возможности, но некоторые «удаленные практики» с нами останутся надолго. Главная из них — работа на удаленке. Это оказалось совсем не страшно и очень-очень удобно для всех сторон, и эффективность удаленки не ниже, а иногда и выше работы из офиса. Первый стресс сотрудников от неприхода в офис быстро проходит, возможности контроля продуктивности почти такие же, как оффлайн, а для коммуникации при наличии современных средств связи и вовсе нет проблем.

5. Киберзащита

Понятие приватности в коронакризисном мире окончательно срослось с понятием кибербезопасности. Технологии защиты всего, что мы делаем в цифровой среде, получили новый импульс к развитию. Ждем появления новых, суперудобных и легких сервисов и продуктов личной и корпоративной безопасности + новых единорогов этого рынка.

6. Телемедицина

Телемедицина в России до недавнего времени была хоть и растущей и перспективной, но все же игрушкой в руках банков, телекома и технологических компаний. В целом интересным направлением, но в России идущим с трудом по причине того, что выстроенная еще в советские времена развитая система здравоохранения выработала у россиян устойчивую привычку посещать поликлиники и больницы лично. Но только не в ковидные времена. Люди теперь все меньше хотят приходить в поликлинику или больницу, если в этом нет прямой потребности. Удаленные консультации — уже давно не экзотика, но теперь они будут развиваться с удвоенной силой. И получат развитие в сервисах удаленной диагностики. В чем нам поможет развитие носимых гаджетов и приложений, которые становятся все более умными и простыми в применении.

7. Deep cleaning

Это не только про тщательно помыть руки 20 секунд. Вся индустрия чистоты, начиная с клининга и заканчивая средствами индивидуальной обработки рук и поверхностей, несомненно, испытывает настоящий бум и спрос явно не снизится еще очень долго. Маски перестали быть просто средством индивидуальной защиты, они превратились в аксессуар, средство выражения собственного стиля и взглядов. Что же до более серьезных трендов, то повышенный спрос на дезинфекцию со стороны посетителей аэропортов, отелей, ресторанов, кинотеатров и музеев подстегнет и технологии мониторинга чистоты, и развитие новых видов умных девайсов для уборки, которые будут в почти автономном режиме следить за тем, чтобы жить в оффлайне было безопасно.

8. Искусственный интеллект

Разбудите ночью венчурного инвестора или футуролога и спросите его о главной технологии будущего, и он ответит вам — искусственный интеллект. Но мы все же вставим свои две копейки. AI уже почти перешел из разряда тем, о которых говорят с придыханием, в категорию рутинных решений для оптимизации бизнес-процессов. И коронакризис еще больше поможет превращению AI в commodity. Потому что с взрывным, лавинообразным ростом онлайн-продаж и обслуживания использование технологий AI также будет все более популярным. Речь прежде всего о технологиях распознавания речи и текста и машинном видении. Обрабатывать огромный поток заказов, вопросов и жалоб, многие из которых повторяются почти на 100%, проще поручить не людям, а самообучающемуся чат-боту.

9. Роботизация

Коронавирус ускорил тренд на автоматизацию. RPA (Robotic Process Automation — роботизация бизнес-процессов) даст возможность во много раз ускорить рутинные операции и на заводах, и в менеджменте. Хотим сразу успокоить тех, кто опасается, что роботы отнимут у россиян рабочие места. Этого не произойдет еще очень долго ни у нас, ни в масштабах какого-либо другого государства. Потому что любому сложному механизму, выполняющему сложную операцию, требуется контроль. Для этого оператору не обязательно нужно будет присутствовать непосредственно у станка или сервера — многими процессами можно будет управлять удаленно.

10. 5G

Коронавирус помог ответить на вопрос, который часто поднимался в узкопрофессиональных кругах: 5G — это в первую очередь для умных машин или для людей? B2B или B2C? Мы считаем — это нужно всем. В результате развития технологий и трендов, описанных выше, кратно вырастет нагрузка на сети передачи данных. Уже через 3-5 лет мы будем принимать и отправлять через Интернет столько данных, что сети нынешнего поколения перестанут справляться с возросшим трафиком. Высокая емкость и пропускная способность сетей 5G как раз поможет разгрузить сети текущего поколения и откроет дорогу новым услугам и сервисам, которые появятся для удовлетворения цифровых потребностей человека.