«Bang! Bang!» придумали мы с Олей Морозовой. Это мой партнер в иллюстраторском агентстве и в онлайн-школе дизайна «Bang! Bang!». И придумали мы его, потому что мы с Олей обе очень любим кино. Как все родившиеся в 80-х продвинутые люди, мы смотрели «Твин Пикс», в котором был бар «Bang! Bang!», сформировавший восприятие многих чудесных людей.
Я руковожу школой дизайна. Нужно ли дизайнеру рисовать рукой? Совсем необязательно, потому что многие вещи можно придумать. В дизайне, в искусстве, в иллюстрации идея намного важнее, чем совершенство пикселей на экране или точность линий на бумаге.
Как нарисовать хит? Нужно очень много делать. Очень редко кому везет с первого раза. Это все большой-большой труд. Любой талант, любая гениальность нуждается в огромном количестве времени, которое потрачено на что-то конкретное.
Ответ на вопрос, чем бы я занималась, если бы не занималась дизайном и искусством, будет сложным. Тут недавно знакомые психологи пытались выяснить, какое хобби могло бы помочь развлечь меня. Когда я начала перечислять то, чем занимаюсь на работе, они сказали: «Come on, у тебя твоя жизнь — это хобби». Я снимаю фильмы, записываю беседы с интересными людьми, занимаюсь дизайном, общаюсь с художниками, дизайнерами, иллюстраторами, культурологами.
Я думаю, что я уже занимаюсь тем, чем я бы хотела. Мне нравится удивление, которое может доставить другой человек. Это краеугольный камень того, что меня развлекает.
Я нахожу интересных мне людей и вовлекаю их на свою орбиту, а там уже вместе мы что-то придумываем. Это все в разные формы выливается: то в беседы, то в фильмы. Посмотрим, что мы еще сделаем.
Я не думаю, что у меня есть какой-то кумир или ролевая модель. Есть люди, которые меня вдохновляют. Многие из них умерли. Но в целом мне очень нравятся такие прекрасные артисты, как Марина Абрамович, художники и люди сильной воли и закалки, которые делают добрые штуки в этом сложном материальном мире.
Я не иллюстратор, я совершенно не умею рисовать. Я руковожу иллюстраторским агентством и руководила отделом иллюстрации в студии Лебедева. Я абсолютно не хочу рисовать, потому что я очень ленивая. Нужно потратить много времени, чтобы чему-то научиться. Я точно знаю, что у меня лучше получается общаться и дружить с людьми. В этой сфере я делаю больше, чем могла бы делать в рисовании. Я самовыражаюсь так тоже больше, чем если бы занималась рисованием.
Для меня лучшие дизайнеры — те, кто может удивить. Ты даешь задачу, а они ее перерабатывают так, что ты и представить такого не могла. Я помню вот это состояние, когда первое ощущение: «Что это вообще такое?», а потом понимаешь красоту идеи. Вот такие ощущения у меня были в работе с Антоном Ярусовым, Тимом Черным и Святом Вишняковым. Это те дизайнеры, с кем мне удалось поработать. Есть дизайнеры, с которыми я только мечтаю что-то поделать вместе. Это Влад Ермолаев, ребята из Charmer, ONY AGENCY и Shuka Design. Их довольно много, практически всех я снимаю в своих фильмах, кого-то я пока не знаю.
Что меня раздражает в дизайнерском рынке? Наверное, то же самое, что меня раздражает в жизни. Это ложь, интриги, злость — какие-то очень странные вещи, которыми люди почему-то продолжают заниматься, хотя жизнь довольно короткая. Зачем тратить время на это? Мне не очень понятно.
Для меня очень важно помнить о смерти постоянно. Это то, что меня вдохновляет. Черепа мне нравятся именно поэтому. Это такая штука, которая помогает заземляться каждый раз, когда нужно принять важное или не очень решение. Сравниваешь со своей жизнью, уместно ли это вообще. И мне просто нравится их внешний вид, меня это совершенно не пугает. Мне кажется, это очень красиво, поэтому у меня в офисе стоит много черепов. Я первый раз об этом говорю, но почему-то мне их все время дарят. Только белый череп я купила сама, все остальные подарены друзьями. Как-то я ассоциируюсь с этой дамой.
Фотоаппарат Hasselblad 500 C/M
Hasselblad — великая вещь. Мне в этой камере нравится абсолютно все, она какая-то идеальная для меня. Мне нравится вертеть за колесики, открывать, закрывать. Он живет со мной со времен 2006 года, наверное. Эту камеру я купила у Леши Киселева, есть фотограф такой. Раньше я фотографировала для журналов, когда работала в студии Лебедева. Потом это перешло в то, что начала фотографировать друзей музыкантов. С тех времен они меня периодически вытаскивают и заставляют делать им обложки.
Это ботинки Trippen. У меня их очень много, они невероятно удобные. Наверное, это самая пугающая подошва, но в них невероятно удобно ходить, особенно в дождь. У меня их пар пять, наверное. Я из каждой поездки в Берлин привожу себе по ботинкам. Они минималистичные, они странные, люди меня останавливают на улице и фотографируют их. Это мило.
Украшения — кольца Vivienne Westwood, Versace, Olovo, Belki, Tiffany
Кольца. Мне очень нравятся странные, массивные кольца. Наверное, за счет того, что мой гардероб полностью минималистичен и состоит из черных платьев в основном, то кольца — это тот акцент, который мне нравится делать. Минималистичный гардероб и одно кольцо.
Черный круг — это одна из моих любимых геометрических фигур. И так получилось, что в какой-то момент оказалось, что у нашего дизайнера Тимы Черного татуировка тоже черный круг. Мы как-то об этом разговорились и сделали дизайн сайта и проекта с точкой отсчета «черный круг». Кроме этого, конечно, под этим лежит несколько концепций. Одна из них — это концепция Малевича, про супрематизм и про то, что круг — это основа основ. Вторая — это концепция Кандинского, который говорил про то, что все начинается с точки. И очень важно просто начать. Это то, о чем мы говорим все время в школе, что важно начинать и важно докапываться до первооснов всего. Особенно важно осознанно делать то, что ты делаешь, задавая себе вопросы на каждом этапе.
О моде, вещах и потреблении
Мои отношения с модой… Я поглядываю краем глаза за дизайнерами, которые мне интересны, типа Рика Оуэнса, Ёдзи Ямамото. Мне интересно то, что они делают. Это просто люди, которые вдохновляют тем, как они живут, как они обращаются с предметами и миром.
Мне помогают красивые и минималистичные вещи. Это может быть чашка чая, полностью черный гардероб, красивые картины, светильник идеальный формы. Мне нравится смотреть на красивые вещи, но тут можно упереться в вопрос «Что такое красота?».
Почему я ношу только черное, я до конца не понимаю. Мне в нем очень уютно. Каждый раз когда я пытаюсь выпрыгнуть из этого цвета, я потом отдаю эту вещь кому-нибудь, потому что мне неуютно. Я ношу черное, наверное, с подросткового возраста, то есть больше двадцати лет. Изначально это была дань музыке, которую я слушала. Потом я поняла, что мне просто удобно в черном, я в него кутаюсь, как во что-то минималистичное, это меня успокаивает от того, что я работаю как раз с цветными изображениями, которых очень много.
Есть шутка: если один дизайнер умрет, то другим не надо будет переодеваться на похороны.
Какие вещи не нужно было изобретать до конца? Наверное, этику, потому что этика изначально про то, что есть внутри нас. Переделывать этот конструкт не стоило. Не надо было делать цифровую фотографию. Я против! Верните пленку.
Как настоящая девочка, я иногда психовала и покупала сапоги за 50 тысяч условно у Marselle или Vivienne Westwood. Наверное, за последние несколько лет во мне что-то поменялось. Я начала покупать картины современных художников. Когда девочка говорит, что ей нужно платье, Наташе нужно купить картину.
Сейчас самое дорогое, что у меня есть — это картина Паши Соловьева. Получается, что я коллекционирую современное русское искусство. У меня есть картины Мани Вертиго, Кости Долженко, Алисы Юфы, Паши Соловьева, Дуни Захаровой, разных digital-художников, например, Вани Соляева. Наряду с книгами по философии, я читаю очень много книг по искусству, по contemporary в том числе. И я подозреваю, что мой следующий фильм будет про современных художников, потому что я вокруг это темы уже несколько лет хожу.
У меня, наверное, нет ни одной семейной реликвии. Моя семейная реликвия — это группа The Beatles, наверное.
Без чего я не могу обойтись? Без «Bang!Bang!».
Что я возьму с собой на необитаемый остров? Почему-то мне кажется, что мне нужны будут вода, нож и кофе.
Очень важно покупать вещи, которые действительно нравятся. Пусть их будет мало. Я вообще сторонник того, что вещей человеку нужно не так много. Это странно говорить в вашем журнале, но я полностью за минимализм. Не стоит держать у себя 20 пар обуви, 40 фотоаппаратов и 33 кружки.Есть такая штука у многих дизайнеров, режиссеров и фотографов — перфекционизм. Он мешает тому, чтобы остановиться и закончить проект. У меня есть друзья, которые могут годами делать один проект, а в итоге они его не сделают, потому что уже протухла актуальность этого проекта. Моя роль заключается именно в том, что я часто вырываю у людей проекты. В этом мире сложно делать идеальные вещи.
О философии и дизайне
Думаю, что я работаю по специальности. Моя специальность — философ.
Мой любимый философ на данный момент — это Мераб Мамардашвили. Он говорит очень близкие мне вещи в своих книгах. Например, одна из моих любимых книг у него — это «Лекции о Прусте».
Разница между художником и дизайнером… Это вопрос, который тревожит очень многих людей. Я буквально недавно пыталась на него ответить для «Яндекса». Очень много думала, приставала к разным дизайнерам и художникам с этим вопросом. И все-таки вывод собрался у меня сам: на основе любимых моих режиссеров, философов и на основе размышлений. Мне кажется, что связь очень тонкая, а разница минимальная. Искусство — это такая штука, которая позволяет человеку понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, как бы банально это не звучало. В произведениях искусства содержатся важные для человечества и культуры вещи, которые позволяют нам оставаться людьми.
Искусство может быть супер разным: это могут быть чудесные живописные полотна, а может быть что-нибудь, что взрывает мозг. Это могут быть штуки, которые говорят про социальное или политическое, но они всегда говорят о том, что нам важно оставаться людьми, что есть такое человек, а также что такое доброта, красота и так далее.
В высших своих проявлениях дизайн тоже про искусство, потому что мы говорим, что дизайн должен нести человеку облегчение в жизни, помогать, делать вещи полезными и функциональными, а это все про помощь человечеству. Поэтому очень многие произведения дизайна являются произведениями искусства. Было бы классно, если бы все дизайнеры к этому стремились.
Я трудоголик, потому что мне нравится моя работа, у меня горят от нее глаза, поэтому я могу спокойно в пять утра просыпаться или не засыпать вообще.Моя следующая большая профессиональная цель — выйти на международный рынок и попробовать соединить русское дизайн-сообщество с международным, потому что на данный момент это совершенно разные вещи.
Большинство современного искусства со времен Джозефа Кошуты — это уже не про ремесло, это часто про идею, про смену восприятия. Ремесло очень важно, но надо покопаться в этимологии этого слова. Это тот самый труд, про который я снова и снова говорю, потому что художник же трудится, а придумывать концепции — это тоже труд. На это нужно очень много времени потратить, чтобы делать это на раз-два с предсказуемым классным результатом.
С некоторых пор я представитель феминизма в русском дизайн-сообществе. Как сделать так, чтобы женщин в дизайне стало больше? Это вопрос странный, потому что женщин в дизайне довольно много. А вот как сделать так, чтобы женщин больше было видно на дизайн-конференциях? Вот это вопрос интересный. Моя точка зрения такова, что ребятам, которые организовывают эту дизайн-конференцию, нужно специально звать больше девушек, чтобы они перестали бояться выступать, чтобы судьи стали менее токсичными. У меня был очень смешной опыт на дизайн-выходных, когда было несколько баталий на эту тему в социальных сетях. Ребята в итоге позвали девушек на это мероприятие, но все равно был момент, когда на сцене было 13 мужчин-спикеров. Я им присылаю в чат #феминизм.
Я надеюсь, что мы увидим, как что-то изменится в нашей среде, но все это происходит не только в России. Если вы читали книгу Бейрута, которую недавно перевели в издательстве МИФ, там тоже на дизайн-конференциях были исключительно мужчины на сцене и из зала был тот же самый вопрос: почему мало девушек на конференциях? И никто не смог ответить. Вот этот лепет, что у женщины много времени отнимает семья, это лукавство. И мужчина, и женщина при правильной логистике может все это переорганизовать. Но девушкам действительно сложно выходить на сцену, когда там одни мужчины, от них исходят агрессивные шуточки, куча комментариев из серии: «Дорогуша» или «Девушка, можно с Вами познакомиться?».
О бизнес лайфхаке, деньгах и политике
У меня очень странный лайфхак в бизнесе, который противоречит очень многим бизнес-книгам, но очень классно работает у меня и в стартапах моих друзей-дизайнеров. Нужно работать с друзьями или теми людьми, которые вам близки по духу, потому что в бизнесе очень важная вещь — это доверие и знание, что ты можешь положиться на людей.
Я не знаю, как я отдыхаю и откуда черпаю энергию на то, что мы делаем. Возможно, это не всем нужно. В отпуске самое главное — возможность отключиться от интернета. Например, плавая в море. Поэтому все ребята, которые работают над тем, чтобы была возможность в море вставить себе в уши наушники или интернет, не делайте этого. Я против.
Меня выводит из себя глупость, особенно сильно раздражает торжество глупости, поэтому хочется немедленно это победить. Удивительным образом ее очень много. Мне кажется, это архитоксично думать, что люди глупые. Это неправильный подход. Он работает, но мне кажется, что скоро это изменится. Люди поймут, что других надо уважать.
Я бы очень хотела уметь учиться самостоятельно, но мне кажется, я слишком ленива для этого. Все равно я как-то странно структурирую свое время, что у меня максимум хватает времени только на чтение книг. Может быть, в этом заключается мое самообразование. Я читаю художественную литературу, поэзию, смотрю наши курсы, беседы, читаю статьи, но я собой не довольна, мне хотелось бы выучить еще три языка, но я пока не понимаю, как. Пока для меня работа интереснее и важнее, чем я.Я меломан, слушаю разную музыку. Она может быть сложной или простой. Слушаю пост-панк, панк (Joy Division), индастриал (Coil), джаз (Джон Зорн), академическую музыку, русскую музыку.
Деньги - это власть. Почему они важны, почему ты не можешь заниматься просто добром? Нужно заниматься еще и бизнесом. Чем больше у тебя денег, тем больше у тебя власти, тем больше добра ты можешь сделать в этом мире. Очень классно, когда ты эти деньги умудряешься зарабатывать сам, не прибегая к помощи инвесторов и меценатов, тогда у тебя больше свободы. Я очень верю в то, что один человек может сделать больше, чем группа людей, потому что коллективный разум — это часто компромиссы, а сильные вещи требуют смелости.
Если избегать банальностей, типа мой дом — мое любимое место на планете, то, наверное, это музеи. Музеи — мое любимое место на планете. Я музейная крыса.У меня есть мечта. Мне бы хотелось, чтобы людям, которые живут в провинции, было доступно больше, чем, например, было доступно в 1980-м году в городе Елец Липецкой области, где я и родилась. Тогда было совсем все тухло. Кто бы мог подумать, что мир такой огромный и прекрасный. Мне кажется, в том числе, мы своими фильмами и курсами что-то меняем тоже. Мы на это надеемся.
Я, наверное, трус. Я не особо могу думать про политику, потому что читая разных философов, понимаю, насколько там все неоднозначно. Любое решение, любой поступок — это всегда штуки, которые не видны снаружи. Там может быть миллион причин, почему политик сделал тот или иной выбор, поступил так или иначе. Быть такими людьми — это что-то, что меня ужасно пугает. Это какое-то ницшеанство в худшем смысле слова. Меня пугает политика. Я пока не понимаю, что с этим делать, к какой партии примкнуть, потому что все «молодцы».
Я за человечество. Моя политика — это человечество.
Мое главное достижение на данный момент — это фильмы. Я думаю, что это какой-нибудь «Гвоздь в вечность», который мы сделали с коллегами.
Материал подготовлен редакцией интернет журнала TheMateria.pro. Подписывайтесь на нас в инстаграмм и фейсбук.