За всё время существования космонавтики произошло множество открытий, провалов и достижений. Во многих источниках информацию об этом преподносят нудно, сложно, так что обычный читатель, который впервые хочет ознакомиться с этой темой, быстро бросит эту затею. Моя задача — подать информацию так, чтобы Вы, читатели, заинтересовались темой космоса так же сильно, как этим увлеклась я, пока писала эту статью. Так что же интересного можно узнать о современной космонавтике?
Космический туризм
Первое с чего мы начнём рассказ о достижениях современной космонавтики - это космический туризм. Он начал развиваться ещё в конце 20 века, а в наши дни этот вид туризма стал набирать всё большую популярность, и уже имеет конкуренцию. Что стоит знать о космическом туризме?
Во-первых, космический туризм — это очень дорого. Посетить МКС (международная космическая станция) стоит 40 млн долларов, а за дополнительные 3 млн долларов можно выйти и в открытый космос. Однако, слетать в космос можно и за меньшую сумму. Так, полёт на шестерых человек в космолёте Virgin Galactic будет стоить уже 250 тысяч долларов.
Во-вторых, человек, который первый раз побывает в космосе, может столкнуться с космической болезнью или синдром космической адаптации. По симптомам космическая болезнь напоминает морскую, но к тем симптомам добавляется ещё головокружение, усиление слюноотделения, снижение аппетита, головная боль, тошнота, а иногда и рвота. Это состояние испытывает от трети до половины всех космонавтов во время адаптации к невесомости. К счастью, эти симптомы пропадают на 3-6 сутки в полёте.
В-третьих, проживание на космическом корабле — это достаточно не комфортно. Хоть космические корабли и выглядят большими со стороны, внутри же для жизни там не столь уж много места, потому как большая часть занята оборудованием и снаряжением. При этом, количество желающих побывать в космосе хоть отбавляй. Так, первым космическим туристом в 2001 году стал американский бизнесмен Деннис Тито, который 8 месяцев готовился к этому полёту. После этого в период с 2001 по 2009 год космос посетило ещё 6 туристов, причём один из них даже дважды (Чарльз Симони).
Многоразовые ракеты-носители
В чём ещё преуспела современная космонавтика, так это в создание одноступенчатых многоразовых ракет-носителей. До 1990-х годов отсутствовала материально-техническая возможность для их создания. Первой такой одноступенчатой ракетой-носитель с вертикальным взлётом и посадкой стала "Корона". Её разработкой с 1992 по 2012 годы занималось ОАО "ГРЦ Макеева", но разработку пришлось остановить, из-за отсутствия финансирования.
В этом же 1992 году начал своё создание и проект "Байкал-Ангара". Суть проекта заключалась в том, чтобы создать ракету-носитель, которая имела бы многоразовый ускоритель (МРУ) первой ступени. По задумке "Ангара" должна была совершить приземление как самолёт. Работа над этим проектом на данный момент ещё не закончена, но уже в этом году запланирован горизонтальный полёт демонстратора. Сейчас разработкой МРУ "Байкал" занимается экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева.
На данный момент учёные работают над созданием многоразовой ракеты-носитель "Салют-7". По мнению специалистов, "Салют-7" - это первый в нашей стране реальный проект по созданию многоразовой ракеты-носитель. Эту ракету разрабатывает и в дальнейшем будет строить первая коммерческая компания в России - S7 Space. По аналогии SpaceX Илона Маска, S7 Space создаст сначала одноразовый вариант, чтобы отработать на нём ряд решений. Эскизное проектирование "Салют-7" закончится уже в конце 2020 году, а разработка двигателя первой и второй ступени РД-0169 в 2021 году. Данный двигатель будет метановым, который до этого не использовали в России. Первый старт "Салют-7" будет осуществлён в 2025 году, при условии выделения финансирования.
Кладбище космических кораблей
Знаете ли вы, что происходит с ракетами, космическими кораблями и спутниками после того, как они выходят из строя? В таких случаях их утилизируют, но в большинстве случаев при проектировании этот вопрос не учитывается. Из этого следует, что космический мусор, который состоит из этих обломков аппаратов, спутников и ракет, сейчас перемещается по земной орбите со скоростью в тысячи километров в час. И даже если маленький осколок одного из этих фрагментов врежется в спутник, то целый спутник выйдет из строя.
Этим вопросом в 1992 году начал заниматься хорватский инженер Хрвойе Лукатела. Он при помощи компьютерного моделирования нашел на нашей планете такое место, которое по многим параметрам подходило в качестве огромной подводной свалки для космических аппаратов и кораблей. В этом месте нет животных и подводных обитателей, поэтому эта свалка никак не угрожает биосфере. Хрвойе предложил назвать это место — точка Немо или кладбище космических кораблей. Это место находится в южной части Тихого океана на глубине около четырёх километров. Кстати, именно на кладбище космических кораблей была затоплена легендарная космическая станция "Мир".
Сейчас современная космонавтика застряла на воспроизведении старого материала. Однако, современные учёные всё же продолжают работать над покорением космоса и улучшать аппараты для этой задачи. По словам Сергея Кетова, профессора Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Томского политехнического университета, профессора Токийского университета, "... возможны развитие новых физических принципов космических путешествий в другие галактики и поиск других форм жизни."