Намного легче разговаривать с инвестором, если он понимает, что делает ваша компания. Как основателю компании, вам придётся тысячи раз рассказывать о ней. Чтобы быть эффективным, ваше представление должно быть ясным и кратким.
В этой статье я свёл процесс создания представления к ответам на семь вопросов. Если вы сможете ответить кратко на все семь, то хорошо справитесь с задачей представления компании.
Семь вопросов
1. Что вы делаете?
Начните с названия вашей компании и того, что она делает. Например: «Socialcam является мобильным приложением, которое позволяет легко сделать видеоролик и поделиться им с друзьями и семьёй». Не надо излагать проблему, просто переходите к сути дела.
Очень многие тратят огромные усилия, пытаясь заставить идею казаться впечатляющей. Нормально, когда она выглядит простой. На самом деле, это даже предпочтительнее. От вас требуется объяснить, что вы делаете, на максимально простом языке. Материал должен быть соответствующим образом адаптирован. Ваше краткое представление сути для инвестора должно быть таким же, как содержимое упаковки детского питания для ребёнка.
Если вам затруднительно простыми словами описать ваш продукт, то эффективным может быть описание действий пользователя. Например: «Здравствуйте, мы представляем Гугл. Мы хотим делать сайт с окошком в нём. Пользователь сможет напечатать в этом окошке любой вопрос, и мы покажем сайты, отвечающие на этот вопрос».
Описание общения с пользователем и его действий поможет устранить такого рода разъяснения: «Здравствуйте, мы представляем Гугл. Мы организуем мировую информацию, индексируя сеть». После такого объяснения я, как инвестор, для вас потерян.
Ваша цель при ответе на этот вопрос должна быть не в том, чтобы я понял весь ваш бизнес, а, скорее, в том, чтобы заинтересовать меня и побудить задавать дальнейшие вопросы.
2. Насколько велик рынок?
Есть два способа оценить размер рынка. Если вы вступаете в уже существующую область (как, например, кредитование малого бизнеса), то вы можете обследовать её. Если вы создаёте новый продукт или область (как, например, Slack), то можно оценить количество клиентов, которых мог бы заинтересовать ваш продукт, как и возможную плату за него.
Например: фирма Bellabeat выпускает трекеры активности для женщин. В США проживает Х женщин в возрасте от 14 до 45 лет. Срок службы нашего трекера активности составляет два года. Таким образом, возможность расширения рынка ограничена значением Y изделий.
Для оценки размера рынка и возможной вашей доли на нём имеются два метода: нисходящий и восходящий. При нисходящем подходе вы определяете полный размер рынка и оцениваете ваше возможное участие на нём. При восходящем подходе вы смотрите, где продаются аналогичные продукты, каков объём продаж и какой % этого объёма вы могли бы взять на себя. Я предпочитаю использовать восходящий метод, помогающий избежать общей ошибки нисходящего подхода — недостаточной конкретизации клиента. В примере выше это могло бы означать включение в объём рынка всех женщин — независимо от возраста или национальности.
3. Насколько быстро вы работаете?
Я как инвестор пытаюсь понять, как быстро вы работаете. Что вы сделали и сколько времени вы работали над этим?
Я хочу чувствовать себя вдохновлённым тем, как много вы сделали за тот период времени, что трудились над продуктом. Такое применимо как к компании, существующей лишь одну неделю, так и к компании, действующей уже десятки лет.
Я также склонен оценить сначала разработку продукта и клиентов, а другие вещи, такие как сбор средств или действия по развитию бизнеса, играют для меня второстепенную роль.
4. В чём состоит ваш уникальный подход?
Похоже на вопрос «Какую проблему вы решаете?», но планка, всё-таки, повыше. Я хотел бы услышать от вас, что вы знаете об этой проблеме такое, чего не знают другие. Такое знание обычно является результатом широкого общения с клиентами, глубокого анализа существующих на рынке продуктов и часто личного опыта.
Например: Gmail. Уникальным подходом было то, что почтовый ящик рассматривался как персональная база данных для общения и документирования. Разве пользователь пожелает удалить что-либо в своей персональной базе данных? Gmail дал людям достаточно места, благодаря чему им никогда не понадобится удалять накопленное при общении. Подход здесь не в том, что люди получили электронную почту. Она уже существовала. И не в том, что людям требовалась более качественная почта. Это слишком неопределённо. Уникальный подход носит специфический характер и имеет простой язык.
Между вашим рынком и вашим уникальным подходом у вас есть две возможности научить меня чему-нибудь. Уникальный подход стартапа часто даёт мне больше в понимании сути, чем разъяснение дел компании.
Важно упомянуть, что энтузиазм не помогает здесь. Если ваш подход неважный, то напористое его изложение ослабляет, а не улучшает вашу позицию. Например: «Братан, я стопудово знаю, электронная почта сейчас офигенно плохо фурычит».
5. Ваша бизнес-модель?
Имеются два типа стартапов: те, которые знают, как они будут делать деньги, и те, которые ещё не знают этого. По большому счёту, если вы находитесь во второй категории, то вы собираетесь зарабатывать деньги либо свернув, после достижения достаточного размера, на рекламу, либо копируя преобладающую бизнес-модель в вашей сфере деятельности. Небольшая часть компаний во второй категории предлагает новые бизнес-модели, смысл которых определяется продуктом — насколько он изменяет рынок. Фримиум (условно-бесплатный продукт) является здесь хорошим примером.
Одной ошибкой, которую я часто делал на Justin.tv, было предложение набора бизнес-моделей (виртуальные товары, скрытая реклама, чат-реклама, конкурсы и т.п.). Я смущался сказать, что Justin.tv приносит доход от рекламы, тогда как было ясно, что это было единственным ответом. Используйте простую бизнес-модель.
6. Кто в вашей команде?
Меня как инвестора интересует несколько моментов: сколько учредителей? Есть ли технический соучредитель? Как давно они знают друг друга? Кто-нибудь из них занят полный рабочий день? Как распределён акционерный капитал среди учредителей (надеюсь, равными долями или близко к этому)?
Если имеются какие-то качества, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемому предмету, то также хотелось бы с ними ознакомиться. Например: вы создаёте ракетостроительную компанию и были когда-то специалистом по ракетам в компании SpaceX. В принципе, если вы сосредотачиваетесь на довольно сложной или регулируемой области, то важно иметь опыт целесообразного решения этих проблем.
Не стоит вспоминать ваш средний балл в школе или то, что вы как-то работали в Гугл.
7. Что вы хотите?
Не надо стесняться спрашивать. Если вам нужны от меня инвестиции, то спрашивайте. Если есть вопросы — задавайте. Для ясности: «Что вы думаете?» — плохой вопрос. «Моя идея хорошая?» — ещё один плохой вопрос.
Помогите мне помочь вам. Я хочу помочь вам.
Работа над вашими вопросами
Если у вас есть ответ на каждый из семи вопросов, то сделайте ответы как можно более ясными. Для этого вы должны устранить жаргон, акронимы, маркетинговый сленг и любые неоднозначные слова, такие как, например, «платформа». В принципе, пусть ответ выглядит проще, чем должно бы быть, по вашему мнению.
Приём, который вы можете попробовать, я называю «тест электронной почты». Объясните в двух предложениях, что делает ваш стартап, и отправьте эту записку какому-нибудь сообразительному другу. Попросите его прислать своё объяснение, но написанное другими словами. Если друзья при этом задают какие-то вопросы по существу, то ваше представление необходимо переработать. Важно делать это по электронной почте, чтобы исключить пояснений, которые могли бы быть при прямом общении.
Вот, что мы делаем во время цикла YC и что не осознаёт большинство людей, — мы помогаем компаниям с представлениями, состоящими буквально из двух предложений. Ответ на вопрос: «Что вы делаете?». Мы работаем с этим весь рабочий день в течение всего цикла. Такой ответ — стержень хорошего питча. Когда этот вопрос закрыт, написание хорошей презентации становится лёгким делом.
При редактировании ваших ответов стоит непременно помнить, что они не должны быть «крутыми». Они должны быть ясными и понятными. Не пытайтесь быть агрессивными. Не стремитесь быть навязчивыми.
Заключение
Я намного больше заинтересован в прогрессе, чем в гениальных идеях. Многие хорошие идеи сначала не выглядят такими при первом рассмотрении, поэтому ваша способность показать развитие, прогресс в вашей работе и ваш интеллект, проявляющийся в том, как вы отвечаете на вышеприведённые вопросы, является весьма положительным сигналом. Как только я понимаю, над чем вы работаете, это уже достаточное основание полагать, что, вполне вероятно, вы сможете добиться успеха.