Найти тему
Юрий Енцов

«Собачий рай»- «художнический» фильм

Как то раз меня пригласили сходить на пресс-показ фильма. «Собачий рай», картина по сценарию Александра Адабашьяна уже названа «фильмом из других времен». Ну что ж, этот художник кино, режиссер, актер и сценарист - давно заслужил право высказаться о том, что дорого лично ему. Хотя бы о временах своего детства. Но можно не зацикливаться на 50-х. Если фильм «из других» времен, то хотелось бы надеяться, что не из старых, а из новых. Не из 90-х, времени тотального развала, не их смутных «нулевых», а из нового времени, наконец-то наступившего «светлого будущего», когда волшебники кино вернут свою великую магию.

Режиссер фильма Анна Чернакова окончила училище имени Веры Мухиной. Еще она училась у Марлена Хуциева во ВГИКе, прилично поработала за границей. В своем третьем российском фильме (первый был снят больше 20 лет назад), она выражает любовь и восхищение художникам кино, которые из бумаги и картона способны создавать настоящий мир. Это «гимн бутафорам», но конечно не тем, благодаря кому это слово стало нарицательным, а настоящим мастерам, которые не нам чета – мы так не умеем, а они могут. Для того чтобы сделать в павильоне такой «дворик в сталинском доме» как получилось в фильме, нужно иметь большой талант и много учиться. А что толку? Ведь зрители все равно ничего не поймут! Но именно это должно вызывать у мастера бутафора кайф.

И конечно вспоминается живопись 50-х годов, такие художники как Александр Лактионов и его картина «Письмо с фронта», Федор Решетников, «Прибыл на каникулы», Татьяна Яблонская, «Утро»...

Фильм начинается с превращения макета декорации - в живой московский дворик с аркой и песочницей. Или почти живой. Процесс этот длиться, длиться, но… на каком-то этапе останавливается. Наверняка если режиссер поставил бы перед художниками задачу сделать все «реальнее, чем в жизни», они бы справились. Но была поставлена другая задача - сделать чуть красивее, чем в жизни. Ведь фильм – немного сказка. Немного притча.

-2

В нем переплелись две сюжетные линии: возвращение репрессированных взрослых из сталинской ссылки и дружба мальчика и девочки, детские очень серьёзные проказы. Тема репрессий, некогда очень актуальная, сейчас у многих вызывает скуку. В данном случае она рассказана с долей иронии. Если человечество «смеясь, расстается со своим прошлым», то такая печальная тема как репрессии, при прощании не может быть сопровождаема гомерическим хохотом. Но легкая печальная улыбка – вполне уместна.

Дело в том, что по сюжету репрессированные… были репрессированы по их собственной просьбе. Из желания пострадать за некие столетние грехи предков. Подрастающим поколениям в массовом порядке эта идея едва ли будет понятна, разве что отдельным наиболее пытливым умам, но были времена, когда она носилась в воздухе.

-3

Анна Чернакова что называется «чеховский режиссер». Ее герои не зомби и инопланетяне, плюющие в борщ соседу на коммунальной кухне. Они корректны и деликатны. До такой степени, что если сосед по коммуналке заберется с ногами на стол к другому соседу, тот другой сделает вид, что ничего не происходит, даже если к нему в сковородку посыплется штукатурка. Но как «заряженное ружье непременно стреляет в третьем акте», также должен разрешиться глубокий внутренний конфликт. Но без мордобоя, словесно. Может это «чеховские герои», а может эльфы и гномы?

Роль «гномика» исполнил Александр Адабашьян, уже снимавшийся и у Никиты Михалкова, и у Андрона Кончаловского, и еще в трех десятках фильмов хороших и разных режиссеров. Этот фильм снят по его сценарию, напечатанному несколько лет назад в журнале "Искусство кино" под названием "Проезд Серова". Наконец-то удалось убедить продюсера Юрия Сапронова, и получить поддержку Фонда кино. Если бы (да кабы) сценарий был поставлен неким другим режиссером, то это могла быть комедия-бурлеск, наподобие «Один дома», потому что проказничают маленькие герои просто "мама не горюй"! И все из-за того, что «мужчины любят женщин, женщины – детей, а дети – собак». У мальчика забрали собаку, и он хочет создать для нее хорошие условия, чтобы взрослые разрешили собаку вернуть.

-4

Собака в финале появляется правда не та, для которой «рай на земле» строился. Но она высоко оценивает старанья безгрешных детей.

Ведущие роли в фильме играют одиннадцатилетняя Аня Корнева и Саша Кудрявцев. Не знаю, возможно, сыграло роль обаяние премьерного показа, но автору этих строк сразу вспомнился великий фильм о простых вещах «Убить пересмешника», непревзойденная классика кино с маленькими актерами. Анна Чернакова призналась, что хотела снять кино «которое будет интересно и школьникам, и их родителям». Для детей - история о дружбе и собаке. Для взрослых - история о детстве, воспоминание о том, как некогда воспринимался мир. Но скорее всего это фильм для бабушек с дедушками и их внуков.

Это конечно была великая эпоха. Но - сталинская. Она еще не успела окончательно романтизироваться. И даже название «Собачий рай» вызывает определенные ассоциации: если это был рай, то какой-то очень собачий.

Подписаться