Найти в Дзене
Auto News

История танка СУ-100

СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ

СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа

Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно — в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю.

В годы Великой Отечественной войны бронепробиваемость Д-10С позволяла ей поражать лобовую броню большинства германских танков и САУ. Как показывали испытания СУ-100 на АНИОПе, Д-10С оказалась способна пробивать лобовую броню «Тигра» и «Пантеры», включая верхнюю лобовую плиту последней, которая пробивалась на дистанции 1500 метров, превосходя расчётные возможности орудия. Бортовая броня немецких танков, даже на самых тяжёлых серийных образцах вертикальная или расположенная с незначительными углами наклона и не превышавшая 82 мм, как и лобовая броня основных массовых средних танков и САУ — Pz.Kpfw.IV и StuG.III/IV, пробивалась с расстояния 2000 метров и более, то есть практически на всех реальных дистанциях боя.

СУ-100

Определённую проблему для 100-мм пушки представляла лишь лобовая броня танка «Тигр II» и выпущенных малыми сериями САУ «Фердинанд» и «Ягдтигр». Вместе с тем, как показали испытания обстрелом бронекорпуса трофейного «Тигра II», проведённые в Кубинке, попадание в лобовую броню 3—4 бронебойных или осколочно-фугасных 100-мм снарядов с дистанции 500—1000 метров приводило к образованию в ней трещин, сколов и разрушению сварных швов, приводивших в конечном итоге к выходу танка из строя. Попадания в кромки или стыки лобовых бронеплит с дистанции в 500—600 метров приводили к сквозному пробитию, но 180-мм лобовая плита башни пробивалась только при стрельбе в упор. Аналогичную лобовую броню корпуса имела и САУ «Ягдтигр». Лобовая 200-мм броня «Фердинанда» Д-10С не пробивалась, но от попаданий в неё с дистанции в 1500 метров на испытаниях САУ вышла из строя из-за образования сколов с внутренней стороны брони. Но противотанковые возможности Д-10С в ходе войны были использованы не в полной мере из-за отсутствия к ней современных по тем меркам бронебойных снарядов — остроголовые с бронебойным наконечником снаряды для советских танковых и противотанковых пушек были разработаны только в послевоенный период на основе трофейных германских боеприпасов.

СУ-100 в районе озера Балатон

-2

Первые СУ-100 были направлены на фронтовые испытания в сентябре 1944 года и получили удовлетворительную оценку войск за высокие возможности орудия и хорошую маневренность

Но так как освоение в производстве бронебойного снаряда БР-412Б затянулось до октября того же года, первоначально серийные СУ-100 поступали лишь в военно-учебные заведения, и лишь в ноябре были сформированы и отправлены на фронт первые вооружённые ими самоходно-артиллерийские полки. > В конце года были сформированы первые самоходно-артиллерийские бригады, вооружённые СУ-100: 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я

Без учёта фронтовых испытаний осенью 1944 года, по данным Управления Самоходной артиллерии, впервые СУ-100 были применены в бою в январе 1945 года в ходе Будапештской операции

Первые самоходно-артиллерийские бригады СУ-100 были отправлены на фронт в начале февраля 1945 года: 207-я и 209-я — на 2-й Украинский, а 208-я — на 3-й Украинский фронт. В целом, из-за сравнительно позднего появления, применение СУ-100 на большинстве участков фронта носило ограниченный характер. Наиболее массово СУ-100 были применены в ходе Балатонской операции, когда они были использованы при отражении контратаки 6-й танковой армии СС 6—16 марта 1945 года. При этом были задействованы 207-я, 208-я и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, а также несколько отдельных самоходно-артиллерийских полков СУ-100. СУ-100 в ходе операции сыграли значительную роль в отражении германских танковых атак и показали себя высокоэффективным средством в борьбе с германской тяжёлой бронетехникой, включая и тяжёлые танки «Тигр II». В боях 11—12 марта, из-за больших потерь советских танков, в их роли задействовались СУ-100, но из-за их уязвимости в ближнем бою был отдан приказ об оснащении каждой САУ ручным пулемётом для самообороны от вражеской пехоты. По итогам операции СУ-100 заслужили чрезвычайно высокую оценку командования.

СУ-100

-3

СУ-100Классификацияистребитель танковБоевая масса, т31,6Компоновочная схемабоевое и управления отделения спереди, моторно-трансмиссионное сзадиЭкипаж, чел.4ИсторияГоды производства1944—1956Годы эксплуатациис 1944Количество выпущенных, шт.4976РазмерыДлина корпуса, мм6100Длина с пушкой вперёд, мм9450Ширина, мм3000Высота, мм2245Клиренс, мм400БронированиеТип бронистальная катаная и литая, гомогеннаяЛоб корпуса (верх), мм/град.75 / 50°Лоб корпуса (низ), мм/град.45 / 55°Борт корпуса (верх), мм/град.45 / 40°Борт корпуса (низ), мм/град.45 / 0°Корма корпуса (верх), мм/град.45 / 48°Корма корпуса (низ), мм/град.45 / 45°Днище, мм20Крыша корпуса, мм20Маска орудия, мм/град.40—110Борт рубки, мм/град.45 / 0—20°Корма рубки, мм/град.45 / 0°Крыша рубки, мм/град.20ВооружениеКалибр и марка пушки100-мм Д-10С обр. 1944 годаТип пушкинарезнаяДлина ствола, калибров56Боекомплект пушки33Углы ВН, град.−3…+20°Углы ГН, град.±8°Прицелытелескопический шарнирный ТШ-19, панорама Герца, боковой уровень.Подвижность Тип двигателяV-образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлажденияМощность двигателя, л. с.520Скорость по шоссе, км/ч50Скорость по пересечённой местности, км/ч20Запас хода по шоссе, км310Запас хода по пересечённой местности, км140[1]Удельная мощность, л. с./т16,4Тип подвескиподвеска КристиУдельное давление на грунт, кг/см²0,80Преодолеваемый подъём, град.35°Преодолеваемая стенка, м0,73Преодолеваемый ров, м2,5Преодолеваемый брод, м1,3

СУ-100

-4

В годы Второй мировой войны аналогичные СУ-100 самоходные артиллерийские установки — истребители танков закрытой безбашенной компоновки с противоснарядным бронированием — серийно производились только в Германии и отчасти в Италии, хотя САУ последней в большей степени относились к классу штурмовых орудий. Наиболее близкой к СУ-100 и наиболее совершенной из германских САУ этого типа являлась Jagdpanzer IV/70, базировавшаяся на шасси наиболее массового среднего танка Pz.Kpfw.IV и запущенная в производство в августе 1944 года.