Автор: Борис Вараксин
Картина Тициана «Концерт» не даёт покоя любителям живописи уже более пятисот лет. И есть, от чего.
Начнём с того, что название картины представляется весьма условным. Перед нами два музыканта, оба – лица духовного звания. Есть и третий персонаж – симпатичный юноша, глядящий на нас из темноты.
Идёт не сам концерт, а подготовка к нему. И, видимо, в ходе репетиции вдруг выяснилось, что мысли человека за клавесином (назовём его Джузеппе) находятся где-то в совершенно другом месте. И вместо ля-бемоль он упорно тычет пальцем в фа-диез.
Вряд ли кому такое понравится. Надо что-то срочно предпринимать. Поэтому второй член дуэта (с виолой в руке, по имени Паоло) бросил играть и, положив руку на плечо товарища, прямо и недвусмысленно ему говорит:
- Джузеппе, дружище, кончай ты это дело! Я всё понимаю, но… Давай сделаем так: ты сосредотачиваешься на музыке, мы быстренько прогоняем программу, после чего можешь думать, о чём угодно. Но если я ещё раз услышу фа-диез вместо ля-бемоль – возьму грех на душу: сломаю о твою голову мой любимый инструмент. Уж извини…
Что делать несчастному музыканту, если перед глазами у него не нотные знаки, а образ прекрасного юноши, укоризненно выглядывающий из мрака высокой духовности и словно вопрошающий: «Как можно думать о какой-то там музыке, если есть я? Придётся мне поискать кого-нибудь другого».
Такова цена выбора между долгом (репетицией) и наслаждением (прекрасным юношей). От такой дилеммы и впрямь можно свихнуться. Проявим же к несчастному музыканту сочувствие и отпустим ему грех потенциального фа-диез вместо ля-бемоль. С такой тонкой душой простительно и не это.
Но кто заглянет в душу Паоло, готового разнести в щепки о голову друга свою виолу? А ведь там, в душе, такое творится! Хорошо ещё, что человек он мужественный и дальше фразы: «Ну и свинья же ты, братец!» - его упрёки в адрес Джузеппе не идут. А могли бы. С ветреным другом, как-никак, были связаны определённые надежды. Но юность… Она вне конкуренции!
Говорят, бывают такие… э-э-э… любовные треугольники. Что ж, приходится с этим согласиться. А что остаётся делать?
Тициан. «Концерт». Около 1513 г. Холст, масло. Питти, галерея Палатина.
P.S. Версий, поясняющих происходящее на этой картине, великое множество. Пройти мимо такого пиршества разума было положительно невозможно и моё объяснение не замедлило себя долго ждать. Но и все желающие тоже могут попытать свои силы в непростом деле понимания авторского замысла. Если, конечно, моё объяснение их не устроит.
Источник: http://litclubbs.ru/posts/3225-koncert.html
Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала.
Литературные дуэли на "Бумажном слоне": битвы между писателями каждую неделю!
- Выбирайте тему и записывайтесь >>
- Запасайтесь попкорном и читайте >>