1
Среди расстановок столов особняком стоит веерная расстановка для одновременной игры с пятью детьми.
В отличие от сеанса одновременной игры здесь нет необходимости организовывать ожидание прихода сеансёра.
Когда ребёнку удобно сделать ход - тогда он его и делает.
Педагог имеет возможность общаться с каждым и каждому индивидуально советует и подсказывает.
2
Здесь расстановка столов для сеанса одновременной игры классическая.
Главное - чётко организовать ожидание участником прихода сеансёра.
Нетривиальная задача для детей этого возраста.
На фото группа, которая занимается уже полтора года!
Дети накануне перехода в школу.
И тем не менее это их первый осмысленный сеанс одновременной игры.
Число участников такого сеанса на этом возрастном интервале не должно превышать пяти-шести, поскольку слишком долгое ожидание ведёт к потере интереса.
Разумеется это внешняя организационная форма общения с детьми в "Шахматной Шкатулке".
Сеанс ведётся на число ходов.
Сеансёр активно подсказывает участникам варианты и раскрывает основные угрозы, обязательно разрешает брать назад крайне неудачные ходы и активно хвалит за каждый удачный ход и за каждый верный комментарий.
3
Сеансовый метод
Сеансы одновременной игры я даю давно. Самые лучшие результаты – 6:0 против шести чемпионов Качканара разных лет с часами при контроле один час на партию, и 41:0 против шахматистов 1-2 разрядов в Соломбале в далёком 1979-ом году в дни Первомайских праздников. Понятно, что в своих педагогических практиках я не мог не уделить этому методу надлежащее внимание. Учебный или обучающий сеанс одновременной игры довольно сильно разнится с обычным сеансом одновременной игры в шахматы. Несколько слов об обычных сеансах. Понятно, что мне довелось поиграть в сеансах с обеих сторон, и потому многие стороны этой формы состязания прочувствованы мною достаточно глубоко. Но лучший в моей жизни урок я получил от Евгения Андреевича Васюкова, когда он в 1978-ом году был приглашен к нам в только что созданный нами АШШК – Архангельский шахматно-шашечный клуб. На открытие клуба. Евгений Андреевич неспешно двигался вдоль расставленных по периметру шахматных столиков – более тридцати, неспешно делая ходы. В конце-концов пару партий он проиграл, пару закончил вничью и в остальных уверенно победил. Дал он ряд сеансов в других местах города, в частности и у нас на Сульфате. После сеансов мы направились ужинать и я вежливо поинтересовался у знаменитого гостя, как он так спокойно дает сеансы по полтора-два часа кряду. И вот здесь он мне поведал свою историю, которая буквально открыла мне глаза на происходившее.
Я приведу его рассказ на память, и, надеюсь, сумею сохранить необычайный аромат этого повествования. Все сказки «Тысячи и одной ночи» буквально отдыхают!
- В начале шестидесятых я - молодой гроссмейстер – был направлен в один небольшой французский городок дать сеанс одновременной игры местным любителям. В центре города на площади перед городской ратушей при прекрасной погоде были расставлены по периметру шахматные столы за которые уселись играть мэр города, главный судья, прокурор, начальник полиции, авторитетные местные политики и крупные местные воротилы бизнеса, а также несколько местных сильнейших любителей для демонстрации силы города и проверки на прочность юного советского дарования. Я тогда был слишком молод и неопытен и буквально «вынес» их всех за пятнадцать минут ураганом пронесясь по кругу и молниеносно делая ходы.
Больше я так никогда не делал. Меня вызвали в Посольство и пропесочили по полной программе. «Мы тебя для чего туда отправили? Чтобы ты им показал свою силу? Мы тебя направили для установления более прочных дружеских отношений!» С тех пор я стал давать сеансы не спеша, всегда проигрывая одну-две партии и делая две-три аккуратных ничьи. Дело это не простое, поскольку надо не слишком грубо зевнуть и не слишком заметно ошибиться. Но, как видите, у меня это получается!
Да! Это был мне урок на всю жизнь! Сеанс – это не только и не столько форма состязания, сколько форма своеобразного доверительного общения на шахматном материале.
Иное дело – обучающий сеанс.
Зачетный сеанс – это игра по кругу с малышами при которой задача сеансера правильно и умело подправлять и подсказывать играющим.
Контрольный сеанс – это как правило игра на число ходов. Чем больше ходов продержался участник сеанса – тем успешнее он выступил.
Форм и техник здесь очень много. Особенно детям нравятся мои Новогодние сеансы Деда Мороза – это праздничный сеанс и задача его – доставить малышам как можно больше радости.
Ну а подробнее я постараюсь рассказать о каждой из форм отдельно.
4
Сеанс на число ходов
Игра на число ходов
Играть с тем, кто намного слабее тебя – не интересно. Но если вы – тренер, а он или она – ваш ученик или ваша ученица – играть приходится. В этих условиях интерес игре могут придать несколько приемов. Первый – тайная норма. То есть некое требование, которое вы устанавливаете сами для себя, но не оглашаете партнеру. Например: не получить ни одного шаха! Или: поставить мат конем на поле е2. Или – превращать пешки только в слонов. В общем тут вы сами решаете, как предельно осложнить себе задачу. Другой прием – опубликовать число ходов, за которое вы намерены победить партнера. Игра на число ходов весьма интересное упражнение. Задача вашего партнера не выиграть – об этом он и не мечтает, а продержаться как можно дольше. При большой разнице в классе я обычно играю на 20 ходов. При средней разнице в классе – на 30 ходов. С юным первым разрядом я играю на 40 или 50 ходов. Если я объявил 30 ходов и на 30-ом ходу мат на доске моему партнеру ещё не стоит – я проиграл.
Сеанс на число ходов
Сеанс на число ходов играется так: на каждом круге мы делаем ровно по одному ходу. И число кругов сеансера равно числу сделанных ходов. Все, кто продержался заданное число кругов и не получили мат – выиграли! Каждый круг я громко и четко объявляю номер хода. Проигравший участник покидает свой столик. Как правило в учебных группах малышей игра на число ходов почти не применяется. Для такой игры дети должны уже иметь рейтинг под 1650-1700. Понятно, что в детском саду играть на число ходов можно только с ограниченным материалом и исключительно в стандартных положениях. Например задача дающего сеанс продержаться семь ходов против двух ладей с одним королем. Или продержаться восемь ходов с лисичкой против восьми курочек бегущих «в домик».