Найти тему
Справочник кинопижона

"Я, Пьер Ривьер, зарезал свою мать, сестру и брата..." - фильм, снятый по реальным событиям

Не так давно издательство "Сеанс", работающее при одноименном питерском киножурнале, выпустило крайне любопытную книгу "Краткая история Cahiers du Cinéma". Желающих приобрести стоит предосторечь, что обойдется она не не только в 700 рублей, указанных на сайте, но и придется доплатить 400 рублей сверху за доставку "Почтой России". С другой стороны, для интересующихся темой выбора нет. Внятных текстов об истории главного киножурнала в истории на английском, да и на русском не то чтобы очень много.

На глубину проработки темы книга Бикертон не претендует. История получилась действительно краткой, лишь пунктирно обозначающей основные вехи истории французского киножурнала. Для первоначального знакомства с темой - самое то. Одним из интереснейших в истории Cahiers du Cinéma стал период с 1973-го по 1980-ый, когда с радикальным маоизмом было уже покончено, но на кривую дорожку мейнстримизации и опопсения 80-х журнал еще не ступил. Именно на это время приходится сближение редакции издания с известным французским философом Мишелем Фуко. Стоит сказать, что на протяжение всех 70-х Cahiers du Cinéma был в большей степени социальнофилософским журналом, чем изданием, освещающим актуальные вопросы кино. Поэтому сотрудничество редакторов журнала Сержа Дане и Сержа Тубиана с Фуко выглядит абсолютно естественным и логичным.

-2

Данное сближение привело к появлению одного из любопытнейших французских фильмов 70-х : "Я, Пьер Ривьер, зарезал свою мать, сестру и брата...". Историю, положенную в основу сценария, Мишель Фуко раскопал, работая над своей, пожалуй, самой известной работой "Надзирать и наказывать", опубликованной в 1975 году.

... Фуко описывает противоречивое дело 18-летнего Пьера Ривьера, который в 1835 году убил свою мать, сестру и брата. В тюрьме Ривьер подробно описал свои действия, излагая предысторию событий и объясняя свои мотивы: освободить своего отца от жестокой и злобной жены.... Под его (Фуко) руководством эти записки были опубликованы в 1975 году. после чего Фуко вместе с Рене Аллио, Боницером и Тубиана написал по мотивам этой истории киносценарий.

Цитируется по Эмили Бикертон. «Краткая история Cahiers du cinéma»

Спустя год состоялась премьера фильма, режиссером которого стал Рене Аллио. И если Фуко интерпретировал историю Пьера Ривьера как бунт против системы: главным для него было не само убийство: а то, насколько подробно и рационально Ривьер описывал обстоятельства содеянного, обеспечивая себе этим гарантированную смертную казнь, в то время как для властей и общества было гораздо проще объявить его сумасшедшим.

-3

Рассуждения Фуко, рассуждениями Фуко, но фильм получился крайне любопытным и плохо вписывающимся в арт-кино 70-х. Снятый ручной камерой, нарочито небрежный, без каких-то визуальных красивостей и без очевидной авторской позиции фильм выглядит так, как будто снят не в 1970-е, а в 2000-е. Что-то похожее на фильм Аллио, но более абстрактное в начале 21 века стали снимать Михаэль Ханеке и особенно братья Дарденны. Любопытно, как антисистемный фильм 1976-го года начинает в новом времени выглядеть прямым предшественником европейского арт-мейнстрима.