Не так давно издательство "Сеанс", работающее при одноименном питерском киножурнале, выпустило крайне любопытную книгу "Краткая история Cahiers du Cinéma". Желающих приобрести стоит предосторечь, что обойдется она не не только в 700 рублей, указанных на сайте, но и придется доплатить 400 рублей сверху за доставку "Почтой России". С другой стороны, для интересующихся темой выбора нет. Внятных текстов об истории главного киножурнала в истории на английском, да и на русском не то чтобы очень много.
На глубину проработки темы книга Бикертон не претендует. История получилась действительно краткой, лишь пунктирно обозначающей основные вехи истории французского киножурнала. Для первоначального знакомства с темой - самое то. Одним из интереснейших в истории Cahiers du Cinéma стал период с 1973-го по 1980-ый, когда с радикальным маоизмом было уже покончено, но на кривую дорожку мейнстримизации и опопсения 80-х журнал еще не ступил. Именно на это время приходится сближение редакции издания с известным французским философом Мишелем Фуко. Стоит сказать, что на протяжение всех 70-х Cahiers du Cinéma был в большей степени социальнофилософским журналом, чем изданием, освещающим актуальные вопросы кино. Поэтому сотрудничество редакторов журнала Сержа Дане и Сержа Тубиана с Фуко выглядит абсолютно естественным и логичным.
Данное сближение привело к появлению одного из любопытнейших французских фильмов 70-х : "Я, Пьер Ривьер, зарезал свою мать, сестру и брата...". Историю, положенную в основу сценария, Мишель Фуко раскопал, работая над своей, пожалуй, самой известной работой "Надзирать и наказывать", опубликованной в 1975 году.
... Фуко описывает противоречивое дело 18-летнего Пьера Ривьера, который в 1835 году убил свою мать, сестру и брата. В тюрьме Ривьер подробно описал свои действия, излагая предысторию событий и объясняя свои мотивы: освободить своего отца от жестокой и злобной жены.... Под его (Фуко) руководством эти записки были опубликованы в 1975 году. после чего Фуко вместе с Рене Аллио, Боницером и Тубиана написал по мотивам этой истории киносценарий.
Цитируется по Эмили Бикертон. «Краткая история Cahiers du cinéma»
Спустя год состоялась премьера фильма, режиссером которого стал Рене Аллио. И если Фуко интерпретировал историю Пьера Ривьера как бунт против системы: главным для него было не само убийство: а то, насколько подробно и рационально Ривьер описывал обстоятельства содеянного, обеспечивая себе этим гарантированную смертную казнь, в то время как для властей и общества было гораздо проще объявить его сумасшедшим.
Рассуждения Фуко, рассуждениями Фуко, но фильм получился крайне любопытным и плохо вписывающимся в арт-кино 70-х. Снятый ручной камерой, нарочито небрежный, без каких-то визуальных красивостей и без очевидной авторской позиции фильм выглядит так, как будто снят не в 1970-е, а в 2000-е. Что-то похожее на фильм Аллио, но более абстрактное в начале 21 века стали снимать Михаэль Ханеке и особенно братья Дарденны. Любопытно, как антисистемный фильм 1976-го года начинает в новом времени выглядеть прямым предшественником европейского арт-мейнстрима.