БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Актуализированы требования к раскрытию кредитными организациями информации о принимаемых рисках
Указание Банка России от 23.03.2020 N 5416-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 7 августа 2017 года N 4482-У "О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2020 N 58908.
В Указание вносятся поправки юридико-технического характера, уточняющие отсылочные нормы, в связи с принятием Банком России новых актов.
Отдельные уточнения внесены в порядок формирования показателей в разделах II - VII формы раскрытия информации о применяемых процедурах управления рисками и капиталом.
Указание вступает в силу с 1 апреля 2021 года.
Актуализированы положения отдельных нормативных актов Банка России в связи со вступлением в силу нового порядка проведения регулятором проверок поднадзорных лиц
Указание Банка России от 29.05.2020 N 5469-У
"О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в связи со вступлением в силу Инструкции Банка России от 15 января 2020 года N 202-И "О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2020 N 58879.
Внесены поправки, в том числе в следующие акты:
Указание Банка России от 28 декабря 2014 года N 3515-У "О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности кредитного потребительского кооператива";
Указание Банка России от 24 июня 2015 года N 3690-У "О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности микрофинансовой организации";
Положение Банка России от 30 августа 2017 года N 599-П "О требованиях к порядку создания и ведения баз данных информационных систем, хранения содержащейся в них информации о страховых резервах, средствах страховых резервов, собственных средствах (капитале) и об их движении, предоставления доступа к такой информации Банку России".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Банк России разъяснил некоторые вопросы, связанные с оценкой кредитного риска по субсидируемым кредитам
Информационное письмо Банка России от 15.07.2020 N ИН-08-41/112
"Об особенностях применения нормативных актов Банка России"
Сообщено о видах решений, которые могут быть приняты при классификации соответствующих ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера.
Информацию о решениях, принятых уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации, рекомендуется направлять в Банк России в порядке, установленном пунктом 3.10 Положения Банка России N 590-П, одновременно с формами отчетности 0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации (банковской группы)" и 0409155 "Сведения об условных обязательствах кредитного характера и производных финансовых инструментах".
Отмечено, что в целях минимизации резерва на возможные потери могут учитываться относящиеся к обеспечению I категории качества государственные гарантии РФ, соответствующие условиям, указанным в информационном письме Банка России от 29.05.2020 N 01-41/94, и гарантии (поручительства) ВЭБ.РФ с учетом информационного письма Банка России от 03.04.2020 N ИН-03-41/47.
В случае отказа в предоставлении возмещения (субсидии на возмещение), а также в случае недостижения кредитной организацией значения показателя, предусмотренного в качестве условия предоставления возмещения (субсидии на возмещение) кредитная организация при оценке кредитного риска руководствуется требованиями, без учета подходов, предусмотренных настоящим информационным письмом.
Банком России разработан Профиль защиты прикладного программного обеспечения автоматизированных систем и приложений кредитных организаций и некредитных финансовых организаций
"Методический документ. Профиль защиты прикладного программного обеспечения автоматизированных систем и приложений кредитных организаций и некредитных финансовых организаций"
(утв. Банком России 10.07.2020)
Документ предназначен для организаций, осуществляющих работы по созданию прикладного программного обеспечения автоматизированных систем и приложений кредитных организаций и НФО, заявителей на осуществление сертификации продукции, а также для органов по сертификации, испытательных лабораторий и организаций, самостоятельно проводящих оценку соответствия, выполняющих работы по сертификации прикладного программного обеспечения автоматизированных систем и приложений на соответствие требованиям по безопасности информации, включая требования по анализу уязвимостей и контролю отсутствия недекларированных возможностей.
Предлагается ввести штрафы за невключение организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах, а также за непредставление клиентом финансовой организации информации по ее запросу
Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Согласно законопроекту:
ненаправление в установленный срок организацией финансового рынка финансовой информации повлечет взыскание штрафа в размере 500 000 рублей, а невключение всей финансовой информации о клиенте, выгодоприобретателе и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, повлечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей за каждый факт такого нарушения. Если деяние совершено умышленно - 100 000 рублей за каждый факт такого нарушения;
непредставление клиентом информации о себе, выгодоприобретателе и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, повлечет взыскание штрафа с физлица в размере 20 000 рублей, с организации - в размере 50 000 рублей;
представление клиентом недостоверной или неполной финансовой информации - с физлица 10 000 рублей, с организации - 25 000 рублей;
за умышленно совершенное организацией деяние - в размере 10 процентов от стоимости договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, за соответствующий отчетный период, в отношении каждого такого договора.
Разъяснен вопрос об обязательности применения стандартов Банка России
Информационное письмо Банка России от 16.07.2020 N ИН-014-56/113
"О применении стандартов Банка России"
Банком России в сфере информационной безопасности приняты и введены в действие стандарт Банка России СТО БР ИББС-1.0-2014 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения" (принят и введен в действие распоряжением Банка России от 17.05.2014 N Р-399) и стандарт Банка России СТО БР ИББС-1.2-2014 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2014" (принят и введен в действие распоряжением Банка России от 17.05.2014 N Р-399).
Указанные стандарты носят рекомендательный характер. Решение об обязательности применения положений указанных стандартов кредитные организации принимают для себя самостоятельно.
Правительство РФ предлагает уменьшить количество согласий, предоставляемых субъектом персональных данных в письменной форме
Проект Федерального закона N 992331-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"
Законопроектом предусматривается возможность предоставления согласия на обработку персональных данных в письменной форме, требования к которому установлены частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), одновременно на несколько целей, а также нескольким лицам, осуществляющим обработку персональных данных по поручению оператора персональных данных. При этом, если обработка персональных данных осуществляется в нескольких целях, в отношении каждой цели должны быть указаны сведения в соответствии с пунктами 5-8 части 4 статьи 9 Закона о персональных данных.
Напомним, что такими сведениями являются:
перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, либо, как также предусматривается законопроектом, лиц, осуществляющего (осуществляющих) обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу (таким лицам);
перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом.
Обработка персональных данных, обрабатываемых оператором на законных основаниях, может осуществляться им в дополнительных целях в случае наличия согласия субъекта персональных данных, содержащего информацию об указанных дополнительных целях, или в иных случаях, установленных Законом о персональных данных, но уже без проведения процедур сбора персональных данных.
Предполагается, что реализация указанных положений будет способствовать уменьшению объема оборота обрабатываемых персональных данных и повышению их защищенности.
Ответственная политика в области защиты окружающей среды и развития человеческого капитала могут явиться позитивным фактором для инвесторов
<Информация> Банка России
"Экология, человеческий капитал и корпоративное управление: Банк России сформулировал принципы ответственного инвестирования"
Сообщается, что Банк России разработал рекомендации по ответственному инвестированию для институциональных инвесторов - банков, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, акционерных инвестиционных фондов, а также доверительных управляющих их активами.
Соблюдение рекомендаций позволит инвесторам повышать надежность и доходность инвестиций для своих клиентов и в то же время способствовать устойчивому развитию российских компаний, внедрению ими принципов ответственного ведения бизнеса.
Банк России рекомендует инвесторам при выборе компаний со сходными финансовыми показателями отдавать предпочтение тем, которых отличает ответственная политика в области защиты окружающей среды и развития человеческого капитала, высокое качество корпоративного управления, налаженные взаимоотношения с сообществами регионов, в которых работает компания.
Принципы ответственного инвестирования предусматривают также, что инвестор, действуя добросовестно и разумно, активно использует свои корпоративные права, избегая конфликта интересов. Инвесторам рекомендуется разработать и опубликовать политику взаимодействия с эмитентами.
Следование рекомендациям добровольное. При этом институциональным инвесторам рекомендуется раскрывать информацию о приверженности принципам ответственного инвестирования.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ
Минфин России информирует об эмиссии облигаций федерального займа для физических лиц (ОФЗ-н) N 53006RMFS
Приказ Минфина России от 13.07.2020 N 300
"Об эмиссии облигаций федерального займа для физических лиц выпуска N 53006RMFS"
Объем выпуска составляет 15 000 000 000 (пятнадцать миллиардов) рублей, количество облигаций - 15 000 000 (пятнадцать миллионов) штук.
Номинальная стоимость одной облигации 1000 (одна тысяча) рублей.
Дата начала размещения облигаций - 16 июля 2020 года, окончания размещения облигаций - 22 января 2021 года.
Дата погашения облигаций - 2 августа 2023 года.
Форма выпуска - документарная с обязательным централизованным хранением.
Минимальное количество облигаций, доступных для приобретения одним физическим лицом - 10 (десять) штук, максимальное количество облигаций, которым может владеть одно физическое лицо - 15 000 (пятнадцать тысяч) штук.
В случае нарушения физическим лицом ограничения по максимальному количеству облигаций, которыми это лицо может владеть, права физического лица по облигациям, приобретенным сверх указанного ограничения, не возникают. Указанные облигации подлежат возврату Эмитенту.
На физических лиц, получивших облигации в порядке наследования, не распространяются ограничения по максимальному количеству облигаций, которыми вправе владеть одно физическое лицо.
Институциональным инвесторам рекомендуется внедрить в практику своей деятельности принципы ответственного инвестирования
Информационное письмо Банка России от 15.07.2020 N ИН-06-28/111
"О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования"
В целях развития подходов к ответственному инвестированию на российском финансовом рынке Банком России направлены для применения рекомендации по реализации принципов ответственного инвестирования.
Ответственное инвестирование предполагает осуществление институциональным инвестором деятельности в интересах своих клиентов и выгодоприобретателей, выполнение обязанности по добросовестному и разумному инвестированию средств, повышению надежности и доходности инвестиций для своих клиентов и выгодоприобретателей. Указанное достигается посредством грамотного и взвешенного выбора объектов инвестиций с учетом требований регулирования, проведения тщательного инвестиционного анализа объектов инвестиций, в том числе рисков и доходности вложений на основе их оптимального соотношения, соответствующего принятой стратегии инвестирования, активного взаимодействия с обществом, в ценные бумаги которого осуществляются инвестиции, направленного на повышение устойчивости, долгосрочное развитие и рост капитализации общества.
В целях защиты и повышения долгосрочной доходности вложений своих клиентов и выгодоприобретателей инвестору рекомендуется придерживаться, в том числе следующих принципов:
определение подходов к осуществлению ответственного инвестирования и раскрытие информации о принятых подходах;
анализ и учет факторов устойчивого развития при осуществлении инвестирования;
осуществление инвестором на постоянной основе анализа и оценки (мониторинга) общества;
реализация инвестором корпоративных прав как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими инвесторами.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
С 17 июля 2020 года Банк России снижает лимит на ежедневный объем операций "валютный своп" по продаже долларов США за рубли с расчетами "сегодня" с 5 до 3 млрд долларов США
<Информация> Банка России от 16.07.2020
"Банк России снижает лимит по операциям "валютный своп"
Сообщается, что в условиях стабильной ситуации на денежном и валютном рынках и сохранения на достаточном уровне объема валютной ликвидности в банковском секторе спрос на указанные операции со стороны кредитных организаций отсутствует. Банк России продолжает мониторинг ситуации на денежном и валютном рынках и в случае необходимости будет корректировать величину лимита по операциям "валютный своп".
Законопроект о расширении перечня случаев зачисления на счета представительств или филиалов юрлиц - резидентов в зарубежных банках денежных средств, полученных от нерезидентов, подготовлен ко второму чтению
Проект Федерального закона N 891654-7
"О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (О внесении изменений в статьи 12 и 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части расширения перечня разрешенных валютных операций, а также случаев нерепатриации денежных средств)" (текст ко второму чтению)
К таким случаям предлагается отнести, в том числе следующие денежные средства:
выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных представительством или филиалом юрлица - резидента денежных средств за возвращаемый представительством или филиалом юрлица - резидента нерезиденту ранее купленный у такого нерезидента товар, оплаченную представительством или филиалом юрлица - резидента такому нерезиденту услугу в случае, если услуга не оказана или оказана ненадлежащим образом, по сделкам, связанным с осуществлением деятельности представительства или филиала юрлица - резидента, за исключением сделок, предусматривающих осуществление внешнеторговой деятельности;
ранее внесенные представительством или филиалом юрлица - резидента в виде залога по договору аренды помещения, возвращаемые нерезидентом;
выплачиваемые в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами.
Кроме того, в частности, действие законопроекта распространено на денежные средства и иные финансовые активы в банках и иных организациях финансового рынка.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Возмещение проигравшей стороной правового спора расходов другой стороны не обусловлено установлением ее виновности в незаконном поведении - критерием наличия оснований для возмещения является итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешенПостановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2020 N 36-П
"По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан Р.А. Логинова и Р.Н. Шарафутдинова"
Конституционный Суд РФ признал статьи 15, 16, 1069 и 1070 ГК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не позволяют отказывать в возмещении расходов на оплату услуг защитника и иных расходов, связанных с производством по делу об административном правонарушении, лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 (отсутствие события или состава административного правонарушения) либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ (ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы) со ссылкой на недоказанность незаконности действий (бездействия) или наличия вины должностных лиц.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что в отсутствие в КоАП РФ специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, положения статей 15, 16, 1069 и 1070 ГК РФ, по сути, восполняют данный правовой пробел, а потому не могут применяться иным образом, чем это вытекает из устоявшегося в правовой системе существа отношений по поводу возмещения такого рода расходов.
При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой, по смыслу статьи 53 Конституции РФ, государство несет обязанность возмещения вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц, ни государственные органы, ни должностные лица этих органов не являются стороной такого рода деликтного обязательства. Субъектом, действия (бездействие) которого повлекли соответствующие расходы и, следовательно, несущим в действующей системе правового регулирования гражданско-правовую ответственность, является государство или иное публично-правовое образование, а потому такие расходы возмещаются за счет соответствующей казны.
Это не исключает предъявления при наличии оснований уполномоченным органом в регрессном порядке требований о возмещении соответствующих государственных расходов к лицу, виновные действия (бездействие) которого обусловили необоснованное возбуждение дела об административном правонарушении.
Законодатель не лишен возможности интегрировать положения о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, в законодательство об административной ответственности с учетом правовых позиций, изложенных в настоящем Постановлении.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Установлен порядок заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов
Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 N 1048
"Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов"
Специальный инвестиционный контракт заключается в отношении инвестиционного проекта, который соответствует, в частности, следующим требованиям:
- предусмотренные проектом производственные и технологические операции позволяют осуществлять на территории РФ, и (или) на ее континентальном шельфе, и (или) в исключительной экономической зоне серийное производство промышленной продукции на основе современной технологии, на разработку и внедрение которой заключается специальный инвестиционный контракт;
- инвестиционный проект предусматривает выход в течение срока действия специального инвестиционного контракта на проектную операционную прибыль;
- график инвестирования (расходования) средств предусматривает несение расходов по всем либо отдельным из следующих направлений расходов:
приобретение и (или) долгосрочная аренда земельных участков, предназначенных для создания на них новых производственных мощностей (за исключением случаев, если земельный участок, на котором реализуется инвестиционный проект, находится в собственности инвестора);
строительство, и (или) капитальный ремонт, и (или) реконструкция производственных зданий и сооружений, горных выработок, объектов электрической и тепловой энергии (включая проведение изыскательских работ и разработку проектной документации);
приобретение, сооружение, изготовление, доставка основных средств, в том числе таможенные пошлины и таможенные сборы (при наличии), а также строительно-монтажные и пусконаладочные работы (несение указанных расходов является обязательным для инвестиционного проекта);
расконсервация и (или) модернизация основных средств (минимальная доля приобретаемого в ходе реализации инвестиционного проекта оборудования составляет не менее 25 процентов стоимости модернизируемого и (или) расконсервируемого оборудования);
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проведение клинических испытаний либо приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) получение прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав современной технологии (несение указанных расходов является обязательным, за исключением случаев, если исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в составе технологии или право использования результата интеллектуальной деятельности в составе технологии уже принадлежат инвестору к началу проведения конкурсного отбора или принятия решения Президентом РФ о заключении специального инвестиционного контракта, либо если передача указанных прав инвестору осуществляется без встречного предоставления денежных средств);
создание и (или) модернизация, реконструкция промышленной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта;
- не истек срок признания современной технологии, включенной в перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов, актуальной.
Специальный инвестиционный контракт заключается в форме электронного документа с использованием государственной информационной системы промышленности.
Устанавливается, в числе прочего: порядок принятия решения о проведении конкурсного отбора на право заключения специального инвестиционного контракта и утверждения документации о проведении конкурсного отбора; порядок проведения открытых и закрытых конкурсных отборов и заключения специального инвестиционного контракта по результатам их проведения; порядок заключение специального инвестиционного контракта с единственным участником конкурсного отбора или по решению Президента РФ без проведения конкурсного отбора.
В приложениях приведены:
положение о порядке формирования и деятельности комиссий по заключению, изменению и расторжению специальных инвестиционных контрактов;
методика оценки заявок на участие в конкурсном отборе на право заключения специальных инвестиционных контрактов;
требования к оформлению и содержанию документов, направляемых в составе заявки участника конкурсного отбора;
методика расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ, образующихся в связи с применением мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в отношении инвестиционного проекта.
Утвержден порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам
Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 N 1049
"Об утверждении Правил контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов о выполнении указанных обязательств"
Контроль осуществляется путем оценки промежуточных и итоговых результатов выполнения инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам в ходе проведения документарных проверок (проверок по месту нахождения указанных органов) и выездных проверок (проверок по месту осуществления технологических и производственных операций по производству промышленной продукции).
Отчетный период по специальным инвестиционным контрактам, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов", устанавливается такими специальными инвестиционными контрактами.
Отчетным периодом по специальным инвестиционным контрактам, заключенным после вступления в силу указанного Федерального закона N 290-ФЗ, признается календарный год.
Приведены формы отчетов о выполнении инвестором обязательств по специальному инвестиционному контракту за отчетный период и за период действия специального инвестиционного контракта.
Законопроект о цифровых финансовых активах подготовлен ко второму чтению в новой редакции
Проект Федерального закона N 419059-7
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (О цифровых финансовых активах) (текст ко второму чтению, в ред. от 20.07.2020)
Цифровыми финансовыми активами (далее - ЦФА) согласно законопроекту признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Закрепляются понятия "цифровая валюта", "распределенный реестр" и др.
Определяются, в том числе:
требования к решению о выпуске ЦФА, к их учету и обращению, к деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, к деятельности оператора обмена ЦФА;
правила обмена ЦФА и порядок их согласования.
Вносятся взаимосвязанные поправки, в том числе в федеральные законы от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и ряд других.
Предлагается усилить административную ответственность за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности, с нарушением законодательства
Проект Федерального закона N 992248-7
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"
Так, законопроектом, внесенным в Госдуму Правительством РФ, предусматриваются изменения в диспозицию части 1 статьи 14.57 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", направленные на включение кредитных организаций в число субъектов административного правонарушения по указанной норме.
Планируется усиление ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 указанной статьи. То есть, за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, предлагается установить более строгие санкции, аналогичные предусмотренным в части 2 данной статьи для юрлиц, включенных в государственный реестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Обновлен порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации
Приказ Росреестра от 13.05.2020 N П/0144
"Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2020 N 59039.
Предусмотрено, в частности, что в установленных нормативными правовыми актами РФ случаях, при которых многофункциональный центр вправе получать часть от установленной платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, орган регистрации прав вправе получать от многофункционального центра сведения об оплате заявителем указанного платежа.
Настоящий Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 967.
Обновлены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации
Приказ Росреестра от 13.05.2020 N П/0145
"Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2020 N 59040.
Установлены:
размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации (в виде бумажного документа (в т.ч. составленного многофункциональным центром и подтверждающего содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав) и в виде электронного документа);
размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН.
Настоящий Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291.
ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ
Ошибочное толкование ФАС России процедуры приостановления торгов явилось основанием для признания не действующими отдельных положений разъясняющего данную процедуру письма
Решение Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N АКПИ20-161
<О признании не действующим со дня принятия пункта 3 Письма ФАС России от 24.09.2019 N РП/83261/19 "Об отдельных вопросах применения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги">
Верховный Суд РФ признал не действующим со дня принятия пункт 3 письма ФАС России от 24 сентября 2019 г. N РП/83261/19 "Об отдельных вопросах применения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги" Далее - Письмо).
Пункт 3 Письма содержит разъяснения полномочий антимонопольного органа по приостановлению процедуры проведения торгов в рамках рассмотрения жалоб. В частности, в нем изложено, что в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно части 18 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 этой статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
Часть 19 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" указывает, что в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 данной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Учитывая изложенное, при принятии к рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора.
Верховный Суд РФ, признавая указанный пункт 3 Письма не действующим указал, в частности, что Федеральным законом "О защите конкуренции" обязательное приостановление торгов обусловлено фактом принятия жалобы к рассмотрению антимонопольным органом и направлением соответствующего уведомления заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (часть 11 статьи 18.1).
Данным Федеральным законом определен и период приостановления торгов - со дня направления уведомления до дня рассмотрения жалобы по существу (часть 18 статьи 18.1).
Федеральный закон "О защите конкуренции" не содержит предписаний, что при рассмотрении антимонопольным органом жалобы в порядке, предусмотренном его статьей 18.1, полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора.
Подобное разъяснение ФАС России основано на ошибочном толковании приведенных в пункте 3 Письма норм, в том числе части 19 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", содержание которой вопреки доводам административного ответчика не предусматривает каких-либо полномочий антимонопольного органа, а определяет сформулированную как запрет обязанность организатора торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Этой же нормой определена ничтожность договора, заключенного с нарушением такого требования.
Учитывая установленные обстоятельства, пункт 3 Письма подлежит признанию не действующим со дня принятия оспариваемого акта.
Информация по жалобам, поступившим в ФАС России и вынесенным по ним решениям, будет отслеживаться автоматически в онлайн-режиме
<Информация> ФАС России
"Исполнительская дисциплина в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ качественно изменится"
Сообщается, что Федеральное казначейство по обращению ФАС России доработало функционал ЕИС в части контроля соблюдения сроков размещения решений (предписаний) ФАС России, принятых по 44-ФЗ.
Кроме того, ФАС России создан отдел, осуществляющий выборочные проверки качества принятий решений территориальными органами по жалобам на госзакупки. Аналогичные проверки контрольной практики территориальных органов будут проводиться по 223-ФЗ.
Также отмечается, что дистанционный режим рассмотрения жалоб становится приоритетной формой проведения комиссий.
ПРАВОСУДИЕ
Для результативной защиты прав налогоплательщика - юридического лица не возбраняется совместное представительство одновременно профессионального юриста и профильного работника организации (исполнительного директора, главного бухгалтера, бухгалтера), обладающего финансовым или экономическим образованием и сведущего в тех аспектах ее деятельности, которые подлежат судебному исследованию
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2020 N 37-П
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 59, части 4 статьи 61 и части 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Александра" и гражданина К.В. Бударина"
Конституционный Суд РФ признал часть 3 статьи 59, часть 4 статьи 61 и часть 4 статьи 63 АПК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают ограничения права организации поручать ведение дела от имени этой организации в арбитражном процессе связанному с ней лицу, в частности ее учредителю (участнику) или работнику, не имеющему высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, однако обладающему, по мнению представляемой организации, необходимыми знаниями и компетенцией в области общественных отношений, спор из которых подлежит разрешению арбитражным судом, за исключением лиц, которые не могут быть представителями в силу прямого указания закона (статья 60 АПК РФ), при условии что интересы этой организации по соответствующему делу в арбитражном суде одновременно представляют также адвокаты или иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что такой исключительно формальный критерий, как наличие высшего юридического образования либо ученой степени в области права, а равно адвокатского статуса, не дает реальной гарантии оказания представителем эффективной помощи, поскольку многообразие споров, входящих в компетенцию арбитражных судов, сложность в регулировании отдельных правоотношений позволяют утверждать, что даже самый опытный адвокат не может быть достаточно компетентным во всяком арбитражном деле. Во многих случаях о необходимой квалификации для ведения дела может свидетельствовать наличие у лица, вовлеченного в деятельность представляемой организации, не столько юридического, сколько иного специального образования. Работники организации, осведомленные о специфике ее деятельности и являющиеся специалистами в прикладных сферах (таможенное, банковское, страховое дело, антикризисное управление, бухгалтерский учет и др.), зачастую могут оказать по соответствующим категориям споров не менее компетентную помощь.
Кроме того, отсутствие возможности привлечь в качестве представителей (наряду с адвокатами и другими лицами, имеющими высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности) тех лиц, которые связаны с организацией и в силу корпоративного участия, имущественных, трудовых отношений способны оказывать влияние на ее деятельность, вело бы к несоразмерному ограничению права участвующей в деле организации довести до суда свою позицию в тех случаях, когда организация заинтересована в представлении суду их объяснений, поскольку привлечение к участию в деле этих лиц в ином процессуальном статусе (предполагающем независимое содействие правосудию - в качестве свидетеля, специалиста) невозможно либо затруднительно, принимая во внимание наличие у них обусловленной такой связью прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела.
Определена процедура предоставления ФССП России, ее территориальными органами информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица
Приказ ФССП России от 19.06.2020 N 475
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы судебных приставов предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2020 N 58918.
Заявителями в рамках данной госуслуги являются физические и юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении госуслуги.
Предоставление госуслуги осуществляется с использованием АИС ФССП России.
Срок предоставления госуслуги - 15 рабочих дней со дня поступления заявления.
За предоставление госуслуги госпошлина или иная плата не предусмотрены.
Конституционным Судом РФ обобщены наиболее важные решения, принятые им во втором квартале 2020 года
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2020 года"
В Обзоре приводятся решения по конституционным основам:
публичного права (в частности, дана оценка конституционности частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ);
трудового законодательства и социальной защиты (в числе прочего, дана оценка конституционности пункта 11 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации");
частного права (например, дана оценка конституционности пункта 2 части 3 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
уголовной юстиции (в частности, выявлен смысл положений части второй статьи 135 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Подписан закон об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии
Федеральный закон от 20.07.2020 N 215-ФЗ
"Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции"
Положения настоящего Закона распространяются на должников - юрлиц, должников - ИП, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, за исключением должников - юрлиц, должников - ИП, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников - физлиц.
Закон применяется к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года, за исключением отдельных случаев.
Предусмотрено, в частности, что в отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику транспортных средств.
Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники - юрлица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Верховным Судом РФ обобщена практика применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора
"Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора"
(утв. Верховным Судом РФ)
В Обзоре содержатся следующие выводы, в том числе:
направление претензии по адресу электронной почты ответчика в случае, если такой порядок явно и недвусмысленно установлен в договоре, свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора;
направление досудебной претензии исключительно ценным письмом с описью вложения не является обязательным, если иное не предусмотрено законом или договором;
несовпадение суммы основного долга, сумм неустойки, процентов, указанных в претензии и в исковом заявлении, вызванное в том числе арифметической ошибкой, не свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора;
непредставление с исковым заявлением документов, подтверждающих соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, при наличии в исковом заявлении сведений о таких документах является основанием для оставления искового заявления без движения.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Правительство РФ предлагает ввести новый налоговый вычет по расходам на спортивную подготовку детей в возрасте до 18 лет
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации"
Проектом статья 219 НК РФ дополняется положением, предусматривающим предоставление налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной родителем (опекуном, попечителем) за прохождение спортивной подготовки детьми в возрасте до 18 лет в физкультурно-спортивных организациях (с учетом установленного данной статьей ограничения размера - не более 120 000 руб. по всем видам социальных расходов).
Для целей налогообложения не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг
Федеральный закон от 20.07.2020 N 219-ФЗ "О внесении изменения в статью 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Данная поправка включена в пункт 2 статьи 38 НК РФ в связи с новой редакцией статьи 128 ГК РФ, изменившей видовую принадлежность таких объектов гражданских прав, как безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги.
Ранее они относились к имуществу, а с 1 октября 2019 года - к имущественным правам.
Чтобы сохранить действующий порядок налогообложения, указанные объекты гражданских прав для целей НК РФ по-прежнему будут относиться к имуществу.
Действие указанных положений Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 года.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, может быть заявлено, в том числе, в течение трехмесячного срока с момента вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2020 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.М. Четыза"
Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 392 Трудового кодекса РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не содержит указания на сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые (служебные) права восстановлены полностью или частично.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что предоставление работнику права требовать компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя, будучи направленным на достижение социально необходимого результата, вместе с тем не должно нарушать баланс прав и законных интересов работников и работодателей.
Реализация такого права без установления разумных сроков обращения в суд, тем более после того как нарушенные трудовые права восстановлены в судебном порядке, вела бы к несоразмерному ограничению прав работодателя как стороны в трудовом договоре и субъекта экономической деятельности.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
Впредь до внесения соответствующих изменений требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав, может быть заявлено одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав с соблюдением сроков, предусмотренных частью первой статьи 392 Трудового кодекса РФ, либо в течение трехмесячного срока с момента вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.