Приветствую тебя, читатель! Понедельник не понедельник без свежего выпуска дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — первый полёт аэроплана в Европе, на летающей лодке вокруг света за 111 дней, проект палубного бомбардировщика с тандемным крылом и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
20 июля
20 июля 1873 года — родился пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон. /Бразилия/
Сын инженера, Альберто с детства интересовался машинами и мечтал о полётах. В возрасте 17 лет вместе с семьёй переезжает во Францию, где начал изучать физику, механику, химию и т.д.
Именно во Франции Сантос-Дюмон создаёт свои первые летательные аппараты. Начав с воздушных шаров, с 1898 по 1905 год он построит и испытает 11 дирижаблей. Успешные полёты (например, вокруг Эйфелевой башни) делают его известным во всём мире. С 1905 года авиатор переключается на самолёты.
23 октября 1906 года навсегда входит в историю, совершив на своём аэроплане 14-бис первый в Европе публичный полёт на аппарате тяжелее воздуха с двигателем. 14-бис считается первым полноценным самолётом, т.к. он мог взлетать полностью самостоятельно. Сантос-Дюмон построит ещё несколько аэропланов, последним из них станет Demoiselle. К сожалению, в 1910 году авиатор заболел рассеянным склерозом и был вынужден оставить авиацию.
21 июля
21 июля 1932 года — Вольфганг фон Гронау вместе с экипажем начинают кругосветный перелёт. /Германия/
Фон Гронау был бывшим военным лётчиком, во время Первой мировой войны пилотировавшим летающие лодки Императорских военно-морских сил Германии. После войны работал в лётной школе Deutsche Verkehrsfliegerschule, где возглавлял отдел морских полётов.
В 1930 году фон Гронау на летающей лодке Dornier Wal совершил трансатлантический перелёт. Лётчик решает закрепить успех и начинает готовится к воздушной кругосветке. Для этого была специально подготовлена летающая лодка Dornier Wal с именем собственным "Grönland Wal" («Гренландский кит») и б/н D-2053. В состав экипажа также вошли — второй пилот Герт фон Рот, механик Франц Хак и радист Фриц Альбрехт.
Стартовав из коммуны Лист (Зильт), через 111 дней смелые авиаторы вернулись домой, обогнув земной шар. Множество зрителей встречало их на Боденском озере. За время перелёта экипаж преодолел свыше 44 000 км, сделав 44 остановки.
22 июля
22 июля 1943 года — первый полёт экспериментального самолёта Miles M.39B Libellula. /Великобритания/
В 1941 году компания Miles Aircraft представила проект палубного истребителя с тандемным крылом M.35. Успеха он не имел, но Джордж Майлз не сдавался и предложил проект бомбардировщика M.39 аналогичной схемы. Для отработки концепции построили летающий прототип в масштабе 5/8 — Miles M.39B.
Представлял из себя двухмоторный самолёт с тандемным крылом. Благодаря такой аэродинамической схеме, пилоту обеспечивался хороший обзор вперёд — важное качество для палубной авиации. Максимальная скорость M.39B — 164 км/ч.
Первые испытания нового самолёта проводились специалистами Miles Aircraft. M.39B показал удовлетворительные лётные характеристики и в 1944 году был передан в Королевский авиационный научно-исследовательский институт в Фарнборо. Но во время испытаний в Фарнборо самолёт дважды попадал в аварии, и в итоге от проекта бомбардировщика отказались. Единственный построенный M.39B был разобран.
23 июля
23 июля 1971 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта GAF Nomad. /Канада/
В конце 1960-х годов компания Government Aircraft Factories (GAF) при поддержке правительства Австралии начала разработку нового самолёта. Планировалось, что Nomad будет двойного назначения — для военных и гражданских перевозок.
GAF Nomad представлял собой высокоплан с убирающимся шасси. Два турбовинтовых двигателя Allison 250-B17C позволяли развить скорость до 350 км/ч. В зависимости от модификации Nomad брал на борт 12-17 пассажиров. Самолёт мог осуществлять взлёт и посадку на короткую взлётно-посадочную полосу.
С 1975 по 1985 год было выпущено 172 единицы GAF Nomad всех модификаций. Самолёт эксплуатировался австралийскими ВВС и авиакомпаниями для региональных рейсов. Также поставлялся на экспорт в 15 стран мира. На сегодняшний день некоторое количество Nomad находится в эксплуатации.
24 июля
24 июля 1953 года — первый полёт экспериментального истребителя-перехватчика Ikarus 452M. /Югославия/
Построив первый реактивный самолёт в Югославии — небольшой опытный Ikarus 451, команда конструктора Драголюба Бешлина сразу взялась за второй. Так, в 1952 году начались работы над реактивным перехватчиком Ikarus 452M.
Самолёт представлял из себя среднеплан с двухбалочным хвостовым оперением и был очень маленьким — всего 6,4 метра в длину. Силовая установка состояла из 2 × турбореактивных двигателей Turbomeca Palas 056A. Максимальная скорость — 780 км/ч. Вооружение состояло из 4 × 12,7-мм пулемётов M3 Browning.
Первый же полёт 452M окончился неудачей — из-за отказа топливной системы самолёт совершил вынужденную посадку. В дальнейшем стало понятно, что мощности двигателей недостаточно. Попытка установки более мощных Turbomeca Marbore II не нашла поддержки у военных. Проект свернули. Всего было построено 2 прототипа Ikarus 452M.
25 июля
25 июля 1962 года — первый полёт лёгкого спортивного самолёта Jurca MJ-5 Sirocco. /Франция/
Конструктор румынского происхождения Марсель Юрка, работавший после Второй мировой войны во Франции, известен своими самолётами, ориентированными на домашнюю сборку. После успешного проекта MJ-2 Tempête он приступает к разработке его более совершенного «наследника» — MJ-5.
Sirocco представлял собой цельнодеревянный двухместный низкоплан с убирающимся шасси. По-умолчанию, на самолёт ставился двигатель Lycoming O-320, но конструкция позволяла легко установить другой, подходящих размеров. Максимальная скорость — 320 км/ч, дальность полёта — 1300 км.
Всего было выпущено более 80 единиц Jurca MJ-5 Sirocco в виде наборов для сборки. Самолёты пользовался спросом по всему миру. Сегодня любой желающий может приобрести чертежи MJ-5 на сайте, который поддерживает организация Marcel Jurca Committee.
26 июля
26 июля 1957 года — первый полёт лёгкого ударного истребителя Bréguet Br.1001 Taon. /Франция/
В 1953 году европейские авиапроизводители приняли участие в конкурсе НАТО на разработку самолёта на роль Light Weight Strike Fighter (лёгкого ударного истребителя). От Франции было 3 участника — Bréguet, Sud-Est и Dassault Aviation. Компания Bréguet предложила проект Br.1001 Taon (taon — анаграмма к слову «НАТО»).
Самолёт спроектирован как среднеплан со стреловидным крылом и убирающимся шасси. Двигатель — Bristol Orpheus BOr.3. Максимальная скорость — до 1194 км/ч. Вооружение на прототипы не ставили, но по проекту Br.1001 должны были быть вооружены 4 × 12,7-мм пулемётами Colt-Browing.
Хотя Bréguet и выиграла контракт на постройку 3 прототипов, дальше дело не пошло. Несмотря на лучшие лётные характеристики, Br.1001 Taon проиграл конкурс итальянскому Fiat G.91. Проект был закрыт. Один из двух построенных прототипов Taon сегодня находится в экспозиции Музея авиации и космонавтики в Ле-Бурже.
Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории