И тянется это все со школы, где все строго регламентировано программой и вековыми устоями.
Сейчас, как и раньше, учитель задает прочитать параграф на страницах 33-45 и сделать 2 упражнения после него. Но, часто, если начать задавать вопросы непосредственно по материалу параграфа или направленные на понимание темы, то учитель сталкивается с недоумением со стороны ученика и ответом «А этого не задавали!», «А вы не говорили, что будете это проверять!».
Если параграф прочитан, то учитель ожидает, что информация усвоена. Или все-таки нет? Или к заданию «Прочитать параграф» нужно большими жирными буквами дописывать «… и ВЫУЧИТЬ»?
С другой стороны, зачем учить параграф? Чтобы выучить понятия и даты? Согласна. Но иногда понимание процесса и причины зачем это нужно срабатывает намного эффективней.
Зубрежка постепенно становится пережитком прошлого и советского образования. Мы выучивали материал, но не знали зачем и где его применять. Возможно, сами знания добавляют эрудиции. Но, подумайте, не лучше ли делать акцент не на самих фактах, а на способах внедрения знаний в реальные условие и жизнь? Тем не менее, нельзя отрицать, что некоторые вещи нужно учить, но это должен быть сознательный процесс.
Еще одной причиной нежелания и неумения быть ответственным во время учебы – установка, что дети безответственные. С начальной школы учеников загоняют в строгие рамки, где это можно, а вот это уже нельзя. И когда они подрастают от них все резко хотят ответственности и осознанности, которую у них отобрали в самом начале – «Маленькие еще!», «Мне видней, чем тебе заниматься!», «Да что ты вообще знаешь!».
Пускать на самотек обучение тоже нельзя. Но нужно выстроить четкие правила работы и сферы личной ответственности для учеников. Начинать нужно как можно раньше.
Дайте детям быть ответственными за свои поступки, свои интересы. Дайте им почувствовать, что это они имеют право выбора. Пусть это будет подстроенный выбор, где вы, как взрослый, просчитаете все варианты или направите своим мудрым вопросом в нужное русло. И потом, когда человеку будет лет 17 и придёт время выбирать ВУЗ, он сделает это самостоятельно и уверенно.