Найти тему
Китай Сегодня

«Эссе-впечатление о китайской скорописи и ее авторах»

«Эссе-впечатление о китайской скорописи и ее авторах»

Каждый китаист знает, что самым знаменитым стилем китайского письма является синшу. Но для меня наибольший интерес представляет стиль цаошу (скоропись). В нем есть дерзость, раскованность – качества, столь свойственные нашему постмодернистскому веку. Именно так пишут многие знаковые авторы современности, о которых я бы хотела рассказать.

Аристократическая нервозность

Известный каллиграф и художник ПуЖу (溥儒, 1896-1963) был братом последнего императора Китая - Пу И. ПуЖу был очень разносторонним человеком. Так, например, он долгое время изучал астрономию и другие естественные науки в Берлинском университете имени Гумбольдта. Однако исторические события повернули его судьбу в русло преподавания традиционной живописи и письма на Тайване.

Кстати, одна из известных картин ПуЖу — «Две обезьяны» («双猿») — очень сильно перекликается со знаменитым шедевром КаноТосюна, хранящемся в Государственном музее Востока - «Обезьяны, ловящие отражение луны в воде»Оба изображения отличаются лаконичностью – на полотне прописаны только дерево и животные (с намеком на лунное отражение во втором случае). Здесь картина ПуЖу отступает от характерной для китайской живописи многообразности и пышности, подражая японскому минимализму.

Можно сказать, что почерк ПуЖу как каллиграфа достаточно нервозен и беспокоен: в его работах чувствуется какое-то внутреннее сомнение и смятение, которое, однако, смотрится очень выразительно.

Если проводить параллель с русским искусством, то здесь мне вспоминаются стихотворения Владимира Маяковского. В них тоже бился пульс живой, в чем-то «агрессивной и стервозной энергии».

Революция и традиция

Хуана Биньхуна (黄宾虹, 1865-1955) называли «традиционалистом с душой революционера». Это было связано с тем, что в молодости онучаствовал в революционных кружках в провинции Аньхой. Примерно пятьдесят лет каллиграф посвятил изучению техники старых мастеров Тан и Сун, собственный же почерк сложился после, в 30-40-е годы XX века. На мой взгляд, его стиль более абстрактный и, если можно так охарактеризовать почерк – импрессионистский. Почерк Хуана Биньхуна более грубый и рваный, в нем нет той небрежной элегантности, которая есть у ПуЖу.

При взгляде на работы Хуана Биньхуна создается ощущение, что рука автора не успевает за мыслью, и поэтому иероглифы кажутся такими неаккуратными. Однако именно эта обрывистость позволяет зрителю почувствовать дух момента творчества, когда «в один миг рождается несколько черт, а в следующий – они уже являют собой знак, наполненный смыслом». В этом, по моему мнению, и заключается прелесть работ Хуана Биньхуна.

Каллиграфический абстракционизм

Несмотря на то, что Лай Шаоци (赖少其, 1915-2000) был активным политическим деятелем и даже руководил отделом пропаганды КПК, на мой взгляд, своеобразный код его творческой манеры – мечтательность.

Его работы наполнены элегической задумчивостью, которая мешает автору быть сосредоточенным на полотне: то и дело иероглифы перечеркнуты или замазаны тушью - возможно так выдаёт себя натура политики. Создаётся впечатление, что полотна Лай Шаоци в большей степени напоминают абстракционистскую картину, где иероглифы начисто лишаются своего смысла, становясь лишь «чистой экспрессией», выражающей чувства и мысли автора-каллиграфа. Вновь обращаясь к русскому искусству и проводя параллель, я бы вспомнила Василия Кандинского и его знаменитые «Композиции».

Подводя итоги, хочется сказать, что изучение многообразия форм каллиграфии дает возможность по-настоящему прикоснуться к культурному богатству Китая.