«Демография и дорамы: как связаны политика и массовая культура?»
В 2016 году в КНР на смену политике «одна семья – один ребенок» пришел новый лозунг: «одна семья – два ребенка». Предыдущий курс помимо пользы принес и довольно много проблем, которые привели, в частности, к тому, что в КНР существуют поколения людей, выросших без родных брата или сестры. Эта часть населения не видит смысла и не хочет рожать второго ребенка в собственных семьях[1].
Не вызывает сомнений, что руководство КНР будет пытаться переломить эту установку в сознании людей. И здесь, как мне кажется, не в последнюю очередь на помощь приходит кино и сериалы, через которые можно транслировать семейные ценности. В своем эссе я попытаюсь рассмотреть несколько примеров того, как по-разному в массовой культуре отображается семья до 2016 и после.
Говоря о более ранних фильмах, можно вспомнить «长江七号»
(«Седьмой», 2008), и «捉妖记» («Охота на монстра», 2015). Это фильмы для детей, и для них важен «семейный» фактор. В первом перед нами предстает семья, состоящая всего лишь из отца и сына, во втором – это семья с одним ребенком. Намного более взрослый фильм, «钢的琴» («Стальное пианино»,2010) показывает ситуацию, когда родители не могут поделить своего единственного ребенка – можно ли это считать следствием политики «одна семья – один ребенок», учитывая, что при разводе родители зачастую «делят» детей? Мне кажется, отчасти можно.
Интересно, что как раз в 2016-2017 в Китае появляются фильмы, посвященные непосредственно отношениям внутри семьи и которые стали широко заметны и вне КНР – это «我不是潘金蓮»(«Я не Пань Цзиньлянь»,2016) и «一句顶一万句» («Одно слово стоит тысячи», 2016) оба фильма – экранизации одноименных книг ЛюЧжэньюня. Первый фильм посвящен отношениям между мужем и женой, а во втором в семье уже есть ребенок – это дочь главных героев, которая во многом определяет отношения мужа и жены – Айго и Лины, которые все больше отдаляются друг от друга. Не в последнюю очередь в фильме раскрывается и история старшей сестры Айго, что уже меняет, как мне кажется, модель семьи, которая изображалась раньше. К таким фильмам я бы отнесла и картину «乘风破浪» («Ряска»), которая драматично раскрывает взаимоотношения отца и сына.
Говоря о недавно вышедших произведениях киноиндустрии, я бы хотела остановиться на таком жанре, как дорама[2],который покорил сердца подростков не только в Азии, но и в Европе, и который также, как мне кажется, транслирует изменившуюся демографическую политику. Так, у главной героини вышедшей в 2019 году дорамы «我只喜欢你» («Мне нравишься только ты») есть старший брат, который часто дает ей советы и помогает. Интересно, что в «世界欠我一个初恋» («Мир задолжал мне первую любовь») и «独家记忆» («Эксклюзивная память», обе 2019) появляются даже двоюродные братья или сестры, которые до этого не фигурировали на экране. Наконец, дорама «Все в порядке» («都挺好», 2019) целиком посвящена взаимоотношениям в большой семье: там двое старших братьев и младшая сестра, отношения между которыми и являются большей частью сюжета.
Мне кажется, современное китайское киноискусство движется в очень интересном направлении, открывая для себя глубокую тему взаимоотношений внутри семьи и в ближайшее время стоит ожидать еще много разных интересных фильмов и дорам с «семейными» сюжетами.
[1]Юлия Андреевна Куприянова, Анна Ивановна Янишевская Новая демографическая политика в Китае: «Одна семья – два ребенка» // Демографическое обозрение. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-demograficheskaya-politika-v-kitae-odna-semya-dva-rebenka (дата обращения: 30.03.2020).
[2]Дорама – это изначально японский термин, который сейчас используется для обозначения сериалов, которые снимаются в странах Восточной Азии.