Найти тему
Kiričkov Michail

Катунин Ю.А., Тамамян Н.В. ИНДУИЗМ И ХРИСТИАНСТВО: РАЗЛИЧИЯ, ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ,СИНТЕЗ

Оглавление

Восток есть Восток, а Запад есть Запад и вместе им не сойтись никогда, утверждал великий русский философ в начале XX века. Но XX век – век парадоксов и немыслимых синтезов, опроверг это высказывание созданием множеств нетрадиционных конфессий различной направленности.

Цель статьи – сравнение индуизма и христианства, выявление различий и точек соприкосновения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать учение индуизма и учения христианства, выявить общность и различия доктрин;
  • рассмотреть влияние христианства на индуизм и возникновение на его основе реформированного течения гаудия-вайшнавизма;
  • выяснить взаимосвязь христианства и неоиндуизма на примере западных конфессий неоиндуистской направленности.

Исследованием данной проблематики наиболее активно занимались: И.В. Бестужев-Лада [1], А. Бэшем, Г.М. [2], А.Э. Голованов [3], В.П. Каниткар (Хемант) [4], о. А. Мень [5], Н.Ф. Рукавишникова [8], А. Тимошин [9], А. Ткачева [10,11,12], Б.З. Фаликов [15], Т. Щепанская [17] и др.

Несмотря на всю непохожесть классического индуизма и христианства, при деятельном рассмотрении можно найти очень много идентичных черт и точек соприкосновения, как в обрядах, так и в идеологии.

Остановимся на наиболее видимых.

Если рассматривать каждый пункт в отдельности, то можно сделать следующие обобщения:

ОБРЯДОВОСТЬ.

И в индуизме, и в христианстве служба ведется на мертвом языке, не используемом в современном общении. В индуизме это санскрит, а христианстве – у православных – старославянский, у католиков – латинский. Хотя, “После 1600 лет царствования латыни было разрешено вести службу на местных языках” [7, с. 377].

Во время обрядов в обеих религиях активно используются ароматические масла и смолы. В индуизме это самые различные ароматы – лотос (священный цветок индуизма), роза, мускус, амбра и т.д., спрессованные в ароматические палочки – “агарвати”. Они отгоняют злых духов. В христианстве то же действие выполняет аромат ладана, курящийся в паникадиле. Недаром русская пословица гласит – “Черт ладана боится”.

И в христианстве, и в индуизме используются лампадки, которые зажигают перед иконами.

В обеих религиях активно используется вода. В индуизме – многократные ритуальные омовения и омывания божеств. В христианстве – таинство крещения.

5. В любой христианской церкви есть статуи Иисуса Христа и Девы Марии. В индуистском мандире есть “мурти” – статуи богов и богинь – Шивы и Дурги, Кришны и Радхи, Вишну и Лакшми и т.д.

6. Иконы святых украшают каждую христианскую церковь. В индуистских храмах все идентично.

7. Обычно в конце службы молящиеся могут получить ритуальную освященную еду: просвиры – в православной церкви и облатки во время причастия – в католицизме. В индуизме эту роль выполняет “прасад”. “Прасадам – ритуальная пища...Прежде, чем приступить к трапезе, ее надо предложить Кришне” [17, с. 32]. Или “махапрасад” - “после освящения...богиней прасад (храмовая пища) становится махапрасадом (великим прасадом) – сверхсвященной пищей” [8, с. 20].

8. Кроме священной пищи практикуется так же освящение продуктов. В христианской практике это пасхальный кулич и крашенные яйца – на Пасху, яблоки – в Яблочный спас и т.д. В индуизме, как уже упоминалось, любая пища может стать “прасадом” после предложения ее божеству.

9. В христианстве перед иконами верующие оставляют зажженные свечи. В индуизме эту функцию выполняют масляные светильники, которыми обносят верующих для очищения и ставят у божества.

10. И в индуизме, и в христианстве практикуются песнопения. В христианстве – хор поет псалмы, в индуизме – “киртаны” - песнопения мантр.

11. Эти две религии пронизаны системой постов. В христианстве насчитывается 4 многодневных поста, 3 однодневных и посты в среду и пятницу в течение всего года. В индуизме нет многодневных постов, есть однодневные, но еженедельно или ежемесячно.

12. Христиане носят крестик, как символ принадлежности к христианству. Индуисты для этой цели носят “кантемалы” - бусы из священного дерева туласи и сандала. “Четки на шее “преданного” - это ошейник: преданный всегда помнит, что он слуга Господа” [17, с.32].

13. И индуисты, и христиане (самые ортодоксальные) носят ладанку со священной землей. Индуисты – землю Варанаси (Бенареса) – шиваиты и Вриндавана – вишнуиты. Христиане – Иерусалима.

14. Еще одна общность религий – освященная вода. В христианстве вода становится освященной после погружения в нее серебряного креста под читку молитв, в индуизме – после омовения этой водой “мурти” - статуи божества во время службы. Иногда, в особо торжественных случаях, статую омывают смесью молока, меда и йогурта. Эта смесь носит название – “чаритамрита”.

15. Верующие этих религий для чтения молитв используют четки. Отличием является лишь количество бусин.

16. Служба христиан и индуистов проводится три раза в день.

ИДЕОЛОГИЯ.

1. И в христианстве, и в индуизме есть священная книга. У христиан это “Библия”, у индуистов – “Бхагавад-гита”. “Бхагавад-гиту из-за ее популярности иногда называют “библией ндуизма” [7, с.182].

2. “Восприятие единого Бога одинаково как в христианстве, так и в индуизме. Затем идея о триединстве. Эта идея определенно одинакова как в индуистских, так и в христианских писаниях. Триединство не отрицает восприятия единого Бога, но метафизической истинной, что Один становится Тремя” [16].

3. Цель религиозной жизни и в христианстве и в индуизме – спасти Душу, путем следования предписанным религий заповедям. “- понятие о спасении, как главной цели религии, нашедшее столь сильное выражение в буддизме ( и индуизме – авт.), является одним из краеугольных камней Библии” [5, с.96].

4. Похожими являются и религиозные таинства: венчания, крещения – в христианстве, повязывание священного шнура (дваждырожденные) и наречение именем – в индуизме; погребения.

5. В индуизме медитация – неотъемлемый атрибут жизни каждого индуиста. В христианстве “Посредством медитации, или размышлений над библейским текстом или отрывком, читатель с помощью активного воображения проникает во внутренний смысл этого текста для того, чтобы через него оценить свою собственную жизнь и положение. В этом и состоит смысл “вдумчивого” чтения Библии”[7, с.380]. В индуизме существует такая же медитация над текстами и у статуи божества. В христианстве тоже есть такая разновидность. “Медитация может также быть зрительной, как это практикуется в ортодоксальной церкви с помощью икон, когда образы Христа, девы Марии или сцены из Библии и Жития Святых, помогают сосредоточится на молитве и позволяют одновременно “зрить Бога”[7, с.381].

6. И в христианстве, и в индуизме существует святая вера в приход мессии – типа Иисуса Христа. В индуизме его будут звать Калки.

7. Вера в рай и ад.

8. Вера в апокалипсис – конец света.

9. “Отрицание высшей ценности земных благ недвусмысленно утверждается Евангелием, хотя и не носит там столь крайней негативной формы, как в индийских религиях” [5, с.96].

10. В обеих религиях развита система паломничества к религиозным святыням.

-2

-3

1.

В христианстве – Бог один. Он творец мира и всего сущего. Все остальные – пророки и святые. В индуизме – множественность богов и у каждого своя функция.

2. В христианстве – душа после смерти попадает либо в рай, либо в ад, в зависимости от земных деяний. Индуизм же базируется на доктрине “самсары” - “цепи перерождений”, реинкарнации. Душа может снова возродится “те, кто обладает “правильным знанием” и выполняют свой долг, вновь рождаются снова и снова, становясь добычей смерти и в этом, и в ином мире” [1, с.8]. И далее “Те, кто вел себя добродетельно, быстро достигают хорошего рождения – брахманом, кшатрием и вайшьем. Но те, кто вел себя дурно, очень быстро возрождаются в виде свиньи и собаки” [1, с.8].

3. Христианство пронизано идеологией греховности и покаяния, которая давно приняла вид морально - этических устоев общества. Самыми тяжкими грехами являются убийство и самоубийство. Не мы дали эту жизнь и не нам ее отнимать. В индуизме есть другое мнение на этот счет. Само понятие греховности отсутствует. В “Бхагавад-гите” описывается диалог бога Кришны и царевича Арджуны.

Арджуна не желает принимать участие в предстоящем сражении, убивать себе подобных, людей, не сделавший ему лично ничего плохого (и, к тому же, являющихся его родственниками – авт.). В ответ Кришна разъясняет – все, кто падет в завтрашней битве, обречены на это по закону кармы за проступки и неодобрительное поведение в настоящей и предыдущей жизни, и он, Арджуна, вовсе не причина, а лишь инструмент, орудие давно уготованной им гибели.

Но если каждое деяние предопределено божеством, то он не может нести за него ответственности.”[1, с.16]. Следовательно, убийство по указу бога – не грех, даже братоубийство. Вспомним противоположное – христианские Каин и Авель – тягчайший грех. Что же касается самоубийства – “Самоубийство никогда не считалось дурным поступком в индийском обществе. Оно часто рассматривалось, как акт религиозного достоинства, окончательный акт аскетизма. Но его не одобряют, если это способ избежать страдания.

Убийство из жалости неприемлемо...” [4, с.246].

4. В христианстве, для того, чтобы попасть в рай, достаточно соблюдать заветы Бога и иметь твердую веру в него. В индуизме же, для достижении “мокши” - “освобождения” от цепи перерождений (аналог христианскому раю), обязательно необходим “гуру” - учитель. “По словам Чайтаньи, гуру необходим для достижения мокши” [4, с.192].

5. Бог создал человека по образу и подобию своему – гласит один из постулатов христианской доктрины. Следовательно, мы – его копии и равны друг перед другом. Индуизм представляет другую концепцию. Люди были созданы из разных частей Пуруши – первочеловека и, следовательно, они не равны уже по своему происхождению. Отсюда разделение общества на касты и неравность как между людьми, так и перед богом.

6. Индуизм – религия смирения, безучастности к своей нынешней участи. Не стоит ничего менять, стремиться к лучшему положению, лучше хорошо выполнять обязанности, предписанные своей касте.

В христианстве же говориться “Стучите и да откроют вам” - меняйте свою жизнь к лучшему.

7. Библия говорит – не сотвори себе кумира, т.е. Бог – один и поклоняйтесь ему. В Индии же каждый житель может объявить себя Богом или полубогом и ему будет поклоняться все население Индии.

Пример – Сатья Саи Баба, Ошо (Раджниш), Шри Чайтанья и др.

8. В христианстве (католичестве) строго соблюдается целибат. Бог – одинок, Иисус Христос – одинок. В индуизме – все божества – парами, у них есть дети, родственники и они ведут жизнь, приближенную к людям. И в этом они похожи на богов греческого пантеона или язычников.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что, несмотря на сходство между религиозными обрядами этих двух религий, в идеологическом и мировоззренческом плане они почти не совместимы.

“Только с первого взгляда может ввести в заблуждение внешнее сходство между некоторыми проявлениями религиозной жизни Индии и подобными явлениями в христианстве (умерщвление плоти, “умное делание” в брахманизме, всепрощение и самопожертвование в буддизме). Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что все эти действия направлены в Индии к целям, совершенно непохожим на христианские” [13, с.43].

Так возможен ли синтез индуизма и христианства? По мнению Н.С. Трубецкого – невозможен.

“Может ли христианство ужиться с религией Индии так, чтобы от этой совместной жизни получилась какая–нибудь новая, для обеих сторон приемлемая “высшая” религия? – Конечно нет” [13, с.43]. По мнению же А.Э. Голованова, В. Матвеева, А. Ткачевой и Т. Щепанской, синтез не только возможен, но уже давно существует. А именно, с 1966 г., когда Абхай Чаран Де (более известный под своим духовным именем Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада) создал в США организацию под названием “Международное Общество Сознания Кришны” (МОСК).

Чтобы рассмотреть феномен синтезирования двух религий, стоит обратиться к средневековой Индии, когда христианство оказало точечное влияние на индуизм добавлением к почитанию Кришны - героя и Кришны-любовника культа Кришны-ребенка. “Мог ли этот мотив возникнуть частично под влиянием рассказов, которые купцы-христиане или несторианские миссионеры занесли на западное побережье Индии в раннее средневековье? Большинство исследователей склонно отрицать это, но мы не опровергаем такой возможности окончательно”[2, с.331]. Британский индолог А. Бэшем считает, что образ Кришны-ребенка, который изображается по сей день прелестным ребенком “сообщает образу бога в целом редкую завершенность” [2, с.331]. Образ маленького Кришны перекликается с образом младенца Христа.

В XV веке христианство оказало непосредственное влияние на религиозную практику Индии, сформировавшись в реформистское течение Чайтаньи – гаудиа – вайшнавизм, которое и легло в основу идеологии МОСК. Шри Чайтанью очень часто сравнивают с немецким реформатором Мартином Лютером. “Как и Лютер, Чайтанья считал, что пламенная вера в Бога важнее для спасения, чем совершение богоугодных (ритуальных) действий; как и Лютер, он обратился с проповедью непосредственно к народу, минуя жреческие функции жрецов-брахманов; как и Лютер, он стремился сделать священные тексты доступными, проповедуя на местных диалектах” [15, с.286]. Но Чайтанья не хотел и не мог выступать против кастовости общества, поэтому равенства перед Богом не получилось. К тому же “некоторые исследователи считают, что в практике чайтанитов имелись и тантрические ритуалы” [3, с.135]. Хотя сам Чайтанья проповедовал аскетический образ жизни, без контактов с противоположным полом.

Когда Абхай Чаран Де в 1965 году приехал в США для распространения учения Шри Чайтаньи на Западе, он счел за лучшее произвести некий синтез гаудиа-вайшнавизма и христианства. “Особенности человеческой психологии – принимать, не отдавая себе в этом отчета, только то, что так или иначе сходится с тем, что уже есть, что уже принял” [11, с.57]. Следовательно, нужна трансформация. Сходство учения Чайтаньи и христианства и так прослеживается достаточно отчетливо, а Прабхупада еще больше его усилил.

“Христианоподобие” кришнаизма Прабхупады отмечается многими исследователями. Так, К. Клостермайер пишет: “Во многом движение “Харе Кришна” на Западе, если отвлечься от его внешней индийской атрибутики, больше напоминает пуританское движение британских пиетистов ХIХ в., чем типично индийское религиозное движение. Представление о порядке, чистоте, умелой и упорной работе, а так же буквальное исполнение всех приказаний наставника вряд ли имеют аналогию в истории традиционных религий Индии” [3, с.135].

“Особенно же интересно, что при пересадке на западную почву в кришнаизм в интерпретации Прабхупады вводится нечто вроде научно-фантастического элемента (путешествия по материальным и духовным галактикам, доступные пребывающим в “истинном сознании Кришны”) и происходит отчетливо выраженная христианизация не только языка, но и некоторых элементов доктрины” [12, с.130].

С блеском разрешил Прабхупада и проблему любвеобильности Кришны в лирично-эротичной поэме Джаядевы “Гита-Говинда”, где он описывается как лучший любовник и предается любовным играм с пастушками-гопи (Кришналила). Под влиянием западного пуританизма, Прабхупада объявил любовные эротические игры Кришны как духовное, а не телесное, божественное проявление любви. “Так концепцию Кришны, как “мужа всех женщин” он сравнивает с христианской концепцией Бога, как “отца всех мужчин”. Это означало, что брак с Кришной будет подобен мистическому браку с Христом. Далее богослов отождествлял возлюбленную Кришны Радху со св. Терезой” [3, с.135].

Известный богослов о. А.Мень рассматривает Кришну, как один из прообразов Христа. На сходство образов младенца-Христа и младенца-Кришны уже упоминалось выше. Хочется добавить, что у кришнаитов есть чрезвычайно популярное изображение матери Яшоды с маленьким Кришной на руках, которое совершенно идентично некоторыми христианским иконам Девы Марии и младенца-Христа ( в частности – иконе Иверской Пресвятой Богородице).

“На возможную близость христианства и кришнаитского бхакти указывал и Свами Вивекананда, заметив сходство в почитании Богомладенца – “младенец Христос и младенец Кришна” [3, с.135].

Сходство двух религий проявляется и в таких аспектах, как “духовное небо” – “Голока Вриндавана” или “Кришналока”. Это место, куда после смерти попадают души чистых преданных Кришны для вечного, божественного единения с ним.

Эта доктрина сходна с христианским раем. Сами кришнаиты смотрят на сходство образов Христа и Кришны по другому. “В проповедях кришнаитов встречаются такие утверждения, что Сын Божий Иисус Христос является сыном Кришны, а Харе Кришна Махамантра по своей духовной силе идентична Иисусовой молитве” [3, с.135].

“Настойчиво и многократно подчеркивает Прабхупада и личный характер божества, с чем однако, в духе индуизма сочетается своеобразный пантеизм, разлитость энергии Кришны не только в духовном, но и в материальном мире” [12, с.131]. “Он почитается как “отец и творец всей жизни”, единственный источник, свет, квинтесенция мудрости, первопричина всего, что существует. Все, говорят они (кришнаиты – прим. автора), покоится на энергии, исходящей от Кришны, – как “жемчужины на шнурке” [9, с.59].

Есть еще одна неоиндуистская организация, которая являет собой синтез индуизма и христианства, даже более христианизирована, чем МОСК. Это “Миссия Чайтаньи”. “Миссия Чайтаньи” возникла в конце 70-х годов на Гавайах. Основателем и руководителем “Миссии Чайтаньи “Института Знаний о Тождественности” является Джагад Гуру Сидхасварупананда Парамахамса Прабхупад (Крис Батлер)” [6].

Уже одно то, что эта организация создана американцем, христианином, говорит о более христианизированной, чем индуистской направленности. “Учение Батлера представляет собой упрощенное изложение доктрины Свами Прабхупады”[6]. Священными книгами признаны Библия, Коран, все произведения Шрилы Прабхупады (“Бхагавад-гита, как она есть”, “Шримад Бхагаватам” и др.), произведения самого Джагад гуру (“Иисус любит Кришну”, “Объяснение реинкарнации” и др.). Но самыми авторитетными считаются “Бхагавад-гита, как она есть” и “Библия”. “Батлер часто ссылается на Библию, декларируя отсутствие противоречий между христианским откровением и своей “Наукой о Тождественности”, которую он вообще представляет Религией с большой буквы, самой сутью всех прочих религий” [6].

Иисус Христос так же объявляется сыном Кришны, как до этого говорил Прабхупада. “Бхактиведанта не настаивал, будто Иисус – одно из многочисленных воплощений Кришны наряду с божествами других религий, что является самым распространенным в современном индуизме толкованием религиозного плюрализма. Нет, его ответ был выдержан в тринитарном ключе: Иисус – сын Кришны, Бога-отца” [15, с.299].

Джагад гуру говорит примерно то же самое: “Иисус – сын, а Кришна – отец. Иисус – сын Кришны!

Поэтому Иисуса и называют Христом, что Он был помазан Кришной” [6]. Не совсем, конечно, понятно, какую общность имеет имя “Христос” с помазанием .

Но при этом Иисус объявляется “гуру – учителем, преданным Кришны. “Иисус – истинный духовный учитель, чистый преданный Бога, и его миссия в этом мире – просвещать других. Он пришел пробудить наше сознание Бога и научить нас всех, как служить Богу в настроении любви (читай – “бхакти” – авт.)” [14, с.13].

В отличие от Прабхупады, Батлер говорит, что нет нужды переходить из христианства или ислама в кришнаизм. Лучше оставаться в своей среде и лишь принять учение “Бхагавад-гиты” как дополнительное знание. Чтобы стать хорошим христианином нужно стать хорошим кришнаитом.

По мнению А. Ткачевой, “кришнаитами становились и становятся преимущественно люди, сохранившие на глубинном уровне приверженность духу христианской традиции, однако оказавшиеся неспособными найти в церкви то, что им импонировало – активность, дух “общего дела”, некое религиозное и человеческое единение, облеченное в конкретные формы, безкомпромисность в следовании идеалам” [10, с.183].

Следовательно, между христианством и индуизмом гораздо больше общего, раз они могли синтезироваться в современные религии, соединив несоединимое и приобрести многочисленных последователей. И хотя это индуизм, как “всеядная религия”, вобрал в себя элементы христианства, по мнению Н.С. Трубецкого “нам все же есть, что позаимствовать от них в области религиозной жизни, а именно – самое отношение к религии” [13, с.44].

Источники и литература

1.

2.

3.

Бестужев-Лада И.В. Эсхатология индуизма (футурологический аспект) // Индуизм: традиции и современность: сб. статей. – М.:Н., 1985. – с.5 – 27.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М.: Издательская фирма “ Восточная литература” РАН, 2000. – 614 с.

Голованов А.Э. Неоиндуизм и его влияние на молодежь Запада и России.// Восток, 1996, No 5, с. 130 –143.

4. Каниткар (Хемант) В.П., Коул Оуэн У. Индуизм. – М.: ФАИР-Пресс, 1999. – 320 с.

5. Мень А. У врат молчания // Звезда Востока, 1991, No 10, с. 86 – 105.

6. Миссия Чайтаньи // http://iriney.vinchi.ru//sects/krishna/005.htm. 08. 07. 2000

7. Религии мира. Белфакс, 1994. – 463 с.

8. Рукавишникова Н.Ф. Колесница Джаганнатха. – М: Главная редакция восточной литературы издательства “Наука”, 1983. – 207 с.

9. Тимошин А. Этот странный мир Харе Кришна. // Наука и религия, 1983, No 2, с. 59 – 63.

10. Ткачева А. Восточный мистицизм в советском обществе// Общественные науки, 1990, No 3, с. 174 – 183.

11. Ткачева А. Кришна, Харе! // Азия и Африка сегодня, 1993, No 8, с. 56 – 57.

12. Ткачева А.А. “Новые религии” Востока. – М.:Н.,1991. – 216.

13. Трубецкой Н.С. Религии Индии и христианство // Вестник Московского Университета. Серия 9. Филология, 1991, No 2, с.23 – 45.

14. Туста Кришна дас. Кто такой Иисус?// Харибол новости, 1999, No 4, с. 10 – 14.

15. Фаликов Б.З. Распространение индуизма и буддизма в американском обществе.// США. Политика.Идеология., 1985, No8, с.32 – 43.

16. Индуизм и христианство //http://www.orlov-yoga.com/yogananda/india/index/htm. 08. 07. 2000

17. Щепанская Т. Превращение символа // Наука и религия, 1990, No 10, с. 32 – 35.