Найти тему
Китай Сегодня

Визитная карточка Китая

Кто не слышал про «Великий шёлковый путь»? Многие в первую очередь назовут его, если их попросят вспомнить что-нибудь из истории Китая. Однако, не каждый найдется, что сказать, если его попросят уточнить, что он из себя представляет. Во-первых, каждый знает, что «Великий шёлковый путь» - это торговый канал, по которому шёлк из Китая ввозился в западные страны. Кто-то вспомнит, что он пролегал практически через всю Азию и доходил до Средиземного моря, кто-то уточнит, что благодаря нему уже до Рождества Христова появилось некое представление о сегментированном Юго-восточном регионе. 

Именно такие мысли приходят в голову, когда слышишь о новом китайском проекте «Один пояс – один путь». Из-за схожести названий велик соблазн ограничиться знаниями, полученными из школьного курса всемирной истории. В какой-то степени мы будем правы, но в таком случае не раскроем и половины того, что Китай заложил в свой новый «Великий путь». Так что же кроется за громким названием? Давайте разбираться.

Прежде всего важно понять, что китайцы говорят о проекте. Так 14 января 2013 г. в официальным изданием ЦК КПК «Жэньминь жибао» была опубликована статья «Китайская модель разрушает гегемонию «общечеловеческих ценностей», в которой, по сути, была представлена идеологическая схема, в рамках которой Китай в ближайшем будущем должен стать мировым гегемоном. Согласно данному источнику, КНР уже впитала в себя и переварила достаточное количество западных ценностей. На основе богатейшего культурного и исторического опыта КНР может создать новую систему, наиболее близкую человечеству, стать её лидером.

Анализируя речь Син Цзиньпина перед форумом, посвящённому проекту «Один пояс – один путь» в мае 2017 года, важно выделить 4 основных принципа ОПОП: «мир и сотрудничество, открытость и сотрудничество, взаимное обучение, взаимная выгода и всеобщий выигрыш». Подводя итог, проделанной за 4 года совместной работы, китайский лидер делает акцент на 5 сферах. Во-первых, это «усиление политической координации», во-вторых, «постоянное укрепление взаимосвязи инфраструктур», в-третьих, «непрерывное упрощение и устранение препятствий в торговле», в-четвёртых, «непрерывное расширение свободного передвижения капитала», в-пятых, «укрепления связей между народами». Таким образом, Китай, действительно, через строительство общей инфраструктуры, торговлю и культурные связи видит свой проект мостом, связывающим Восток и Запад. Для продвижения концепции используются политическая, экономическая, культурная сфера, что свидетельствует о масштабе и значимости концепции. 

Чтобы в этом убедиться, давайте обратимся к логистике - науке, без которой невозможно представить современную успешную компанию. «Один пояс – один путь» это прежде всего железнодорожное сообщение. Условно-постоянные затраты на перевозку по железной дороге в среднем в 2 раза больше, чем по морю. На сегодняшний день нет доступных технологий, способных решить проблему. Что при условии огромного расстояния между Европой и Китаем делает «Морской шёлковый путь XXI века» существенно более привлекательным для поставщиков. Возможность приносить стабильную прибыль – сильно ограничена, что может свидетельствовать, например, о необходимости найти альтернативу морскому пути, когда США «увеличивает военно-морские силы», потенциально угрожая морским коммуникациям КНР. 

Соответственно «Один пояс – один путь» нельзя назвать сугубо экономическим проектом. Неудивительно, что Китай активно развивает города, находящиеся в верховьях Янцзы и не имеющие выход к морю, такие, как Ухань, Чунцин и Чэнду, отличающиеся низкими затратами на рабочую силу и налоговыми льготами, что привлекает инвесторов, особенно в области аутсорсинга и автомобильной электроники. Именно такой тип груза наиболее выгодно поставлять железной дорогой.

Показательна политика Китая в культурной адаптации пространства, по которому проходит путь. Прежде всего, это создание и спонсирование «Институтов Конфуция», в рамках которых происходит не только процесс знакомства иностранцев с китайской культурой, историей, языком, но и подготовка будущих специалистов, ориентированных на тесную работу и сотрудничество со страной. Китай готовит плодородную почву для активного сотрудничества во всех сферах.

Более того, перечисленные выше направления сотрудничества, по словам генерального секретаря Центра по исследованию ШОС Китайской академии общественных наук Сунь Чжуанчжи: «В географическом плане главная идея ШОС и концепция «пояса и пути» совпадают друг с другом». ШОС – это прежде всего вопрос обеспечения безопасности на территории Центральной и Южной Азии. Поскольку ведущую роль в ШОС занимает именно Китай, то можно предположить, что организация так же является гарантом безопасности «Одного пояса – одного пути» 4 ядерных державы – это весомый аргумент на любую попытку агрессивного вмешательства.

Однако на данном этапе развития «Пояса и Пути», безусловно, важнейшую роль играет задача показать, что Китай проводит политику «мягкой силы». Перед лицом как настоящих, так и потенциальных партнёров страна должна выглядеть не как экономический агрессор, но, напротив, как активный спонсор, наставник, сторонник зелёной логистики и вообще «мира во всём мире». Другими словами, Китай не скупится ни средствами, ни силами в создании наиболее привлекательного имиджа в рамках проекта. Китай всячески участвует, организовывает, спонсирует международные выставки и акции. В результате, страна не только повышает международный авторитет, но и способствует созданию дополнительных культурного и гуманитарного влияния. 

Одним из механизмов распространения «мягкой силы» также можно считать созданный в 2015 года Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Разумеется, крупнейшим акционером является КНР (примерно 27%). Для Китая очень важен вопрос свободного движения капитала, возможность наращивания валютно-финансовой мощи. 

Это далеко не всё, что можно сказать о столь значимом китайском проекте, но, чтобы не быть голословными, имея задачу показать общую картину, подведём выводу нашему небольшому исследованию.

- «Один пояс – один путь» – важнейший стратегический проект, который направлен как на экономическое развитие, так и на усиление влияния КНР на протяжение всего «пути». Ему, по словам китайцев, дана роль моста, который в будущем сможет связать Европу и Азию на пути к новому миру, где Китай стремиться стать всеобщим гегемоном.

- Поэтому можно смело предсказывать обострения геополитического противостояния в рамках проекта «Один пояс – один путь» между двумя странами.