Задумывались ли вы когда-нибудь, об эффекте первого впечатления, и как это впечатление влияет на вас?
Сегодня мы хотим рассказать об одном из легендарных экспериментов – «Эффекте ореола», в котором раскрывается суть о том, как первое впечатление влияет на все последующие отношения с человеком, относительно которого и было сформировано первое впечатление.
Интересный эксперимент был проведен Ричардом Нисбеттом и Тимоти Уилсоном среди студентов Мичиганского университета, которым была поставлена задача оценить преподавателя просмотрев видео интервью с ним. Разделив студентов на две группы, одним показали видео, где преподаватель излучал доброжелательность и такт по отношению к студентам в интервью, а другим, где тот же преподаватель ведёт себя очень отстранённо и строго. После просмотра интервью студентов попросили дать оценку преподавателю по нескольким критериям: внешний вид, манеры и акцент, где манеры и акцент (он был бельгийцем) были оценены одинаково студентами. Примечательно, что студенты оценивали преподавателя опираясь только на свою симпатию к нему, а то как и что он говорил, не имело никакого отношения к итоговой оценке.
В следствии ряда экспериментов, было выявлено, что более симпатичные люди воспринимаются как более умные, целеустремленные и с хорошим чувством юмора. И наоборот, люди менее симпатичные воспринимается как грубые и недружелюбные.
А в психологии появился термин «Эффект ореола» (другое название гало-эффект) — понятие, которое характеризует когнитивное искажение, когда общая оценка человека опирается на отдельные признаки, личностные характеристики или индивидуальные особенности.
Первое впечатление о человеке определяет, какой «ярлык» на него навесить: отрицательный или положительный, и задает тон последующему субъективному восприятию этой личности. Отрицательный же «Эффект ореола» может сыграть злую шутку, где людям с непривлекательной внешностью приходится прикладывать немало сил, чтобы завоевать расположение окружающих. Так, нередко интересные личности оказываются лишенными общения из-за неправильно сложившегося мнения.
Причины, способствующие «Эффекту ореола» могут быть следующие:
- Нехватка времени, для более глубокого знакомства с человеком;
- Стереотипность мышления, когда уже готовый «ярлык» мы вешаем на внешность или неоднозначный поступок;
- Неосознанный тест на «полезность» или «не полезность» личности для нас;
- Неординарный признак, который заслоняет собою массу недостатков личности, например талант в определенной области.
А теперь ваша очередь! Попробуйте проанализировать последнее знакомство и первое впечатление, которое вы сложили о человеке, а возможно, и сами производили на кого-то…
Следите за нашими публикациями здесь или подписывайтесь на наш Instagram аккаунт .
Ссылки на другие эксперименты, которые мы обсуждали на нашем канале:
Эксперимент с автокатастрофой.
«Природа любви» — эксперимент американского психолога Гарри Харлоу.
Школьный эксперимент Джейн Эллиотт про «Разделенный класс»