Найти в Дзене

Откуда в Екатеринбурге грязь?

Закончилось очередное лето, осень вступила в свои права, а скоро и вовсе ляжет снег. А мы в очередной раз зададимся Вопросом: "А чё так грязно-то?" Осенне-зимне-весенний период традиционно будет проходить в сопровождении трёх агрегатных состояний: грязь, грязь замерзла, грязь засохла. Чумазые автомобили, грязная обувь и черные сугробы. А может быть будет сухо, и случится очередная пыльная буря. Откуда на улицах Екатеринбурга грязь в товарных количествах? Ведь летом-то её нет!

После снегопада в марте
После снегопада в марте

Действительно, смотрите сами: вот машина после полутора недель летних дождей разной интенсивности. Больше того, я не мыл ее примерно месяц.

Даже после первых осенних дождей машина остается относительно чистой
Даже после первых осенних дождей машина остается относительно чистой

А вот Инстаграм заботливо хранит фотку машины после одной (!) не самой длинной поездки по городу в зимнюю оттепель. Это про то, что самый грязный период у нас с ноября по май.

Как выглядит машина после одной поездки по Екатеринбургу в оттепель
Как выглядит машина после одной поездки по Екатеринбургу в оттепель

Ответы администрации города не выдерживают никакой критики. поэтому разобраться в вопросе — откуда на улицах города грязища под холода и доколе нам это терпеть — я решил самостоятельно. Попробую рассказать о своих наблюдениях.

Оттепель в городе зимой — это грязь!
Оттепель в городе зимой — это грязь!

Кого только не спрашивали про грязь в Екатеринбурге: мэра, городских чиновников, коммунальщиков, даже УрО РАН. Ответы у всех разные, но, как по мне, так ни один не является исчерпывающим. Почему, по версии различных экспертов, на улицах Уральской столицы грязно:

  • "Грязь в душе", — Е. Ройзман, бывший мэр г. Екатеринбурга
  • "Автомобилисты ездят по газонам, экономят на мойке машин — вот и грязно", — чиновники мэрии г. Екатеринбурга
  • "Дело в том, что автомобилисты используют шипованную резину, которая усиленно изнашивает асфальт, что приводит к образованию грязи на дорогах", — директор коммунального управления г. Екатеринбурга.
  • "Грязь на дорогах состоит из минеральных частиц (грунт, кусочки щебня, частички сажи) и резиновой пыли", — академики УрО РАН.

Пройдемся по этим утверждениям с бытовой логикой наперевес, попробуем подтвердить или опровергнуть догадки знатоков. А начнем с товарища Ройзмана, которого как-то раз спросили: "Евгений Вадимович, отчего в городе грязно-то так?" Ответ градоначальника: "Это у тебя в душе грязь, а не в городе" — мгновенно превратился в мем. Как минимум, по Ёбургу. Для пиара мэра это неплохо, а для пользы дела роли никакой. Тут, кстати, приезжал дипломат американский, так Ройзман — нет чтобы скромно промолчать — пристал к человеку: "А в родной Юте у вас тоже зимой грязища по колено?" Говорит, американец ответил утвердительно.

Стоит только сказать о чем-то негативном, что присутствует в быту по всему миру, как виртуальные любители цивилизованного Запада начинают ворчать: "А нам-то что с того? Мы в России живем и за свою страну отвечаем! Пусть у них там хоть что — у нас нормально должно быть." Даже странно, что отпетый западник Ройзман вместо того чтобы добиваться нормального ухода за городом, изо всех сил отмазывается, кивая на то "как у них". Ну и это, говорят, в Тюмени, что сильно ближе Юты, гораздо чище.

Я не в курсе про Юту, но в 2013 году мы проехали на машине 4500 километров до Словении. В том числе под дождями и по мокрым дорогам России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Машину не мыли ни разу, зацените состояние:

Fabia после 4500 километров пути до Австрийских Альп
Fabia после 4500 километров пути до Австрийских Альп

"Автомобилисты ездят по газонам, экономят на мойке машин — вот и грязно", — чиновники мэрии г. Екатеринбурга

Оставим экс-мэра в покое, перейдем к газонам. Несмотря на то, что на середину февраля снега было немного, газоны он таки прикрыл. А те грунтовые площадки, что остались голыми, промерзли и с них ничего особо не высыпается. Вот, давайте посмотрим как оно в соседнем дворе выглядело:

Более того, летом-то это все оттаивает, смачивается дождями и превращается, натурально, в болото. Отчего летом чище-то?

Осенью уральские газоны выглядят даже грязнее. Но на дорогах чище. Парадокс
Осенью уральские газоны выглядят даже грязнее. Но на дорогах чище. Парадокс

Хотя, надо признать, в этом тезисе есть и рациональное зерно. Например, в поселке Кольцово, буквально в 400 метрах от въезда в одноименный международный аэропорт, организованы стихийные и не очень стоянки на обочине с грунтовым покрытием. Там регулярно в больших количествах стоят граждане и таксисты, ожидающие рейса. А еще чуть дальше, за первым поворотом, находится эталонный российский газон, в котором земли навалено с щедрой такой "горкой". Вокруг, понятное дело, все в грязище.

Местами газоны вытаптывают и пешеходы. Но в основном люди ходят у нас по асфальту
Местами газоны вытаптывают и пешеходы. Но в основном люди ходят у нас по асфальту

Да, весной и осенью чернозем и глину с газонов растаскивают только в путь — почему грязно в межсезонье понять можно. Но зимой-то, когда все сковано морозом, как влияет газонная грязь на чистоту улиц?

Чиновники винят автомобилистов, мол, те машины не моют. Ну ок, машины-то грязными отчего изначально стали? Да и вообще — летом-то (смотри фото выше) довольно чисто было, как получается создать такие густые залежи грязищи, если с неба падет чистый снег? Допустим, даже это реально так, и грязь от немытых машин, но на тротуарах-то она откуда!? От немытых пешеходов? Одни вопросы и никто не может дать толком ответ... Или не хочет.

Если грязь от немытых машин и езды по газонам, откуда она взялась на пешеходной дорожке через детскую площадку в закрытом (!) дворе? Зимой!
Если грязь от немытых машин и езды по газонам, откуда она взялась на пешеходной дорожке через детскую площадку в закрытом (!) дворе? Зимой!

"Грязь на дорогах состоит из минеральных частиц (грунт, кусочки щебня, частички сажи) и резиновой пыли", — академики УрО РАН.

Высоколобые академики из соответствующего института за скромные миллионы бюджетных денег провели исследование и выяснили, что грязь на дорогах — это минеральные частицы (грунт, порода, сажа) и резина. Ответ столь же точный, насколько и бесполезный.

Потратили на это дело то ли восемь, то ли десять миллионов бюджетных денег. Не очень люблю когда начинают считать сколько и чего можно было бы сделать, потратив деньги по другому, но... Могли бы и на проектирование метро эти средства пустить.

"Дело в том, что автомобилисты используют шипованную резину, которая усиленно изнашивает асфальт, что приводит к образованию грязи на дорогах", — директор коммунального управления г. Екатеринбурга.

Коммунальщики тоже пеняют автомобилистам, но про другое: "нечего шипами дороги точить!" Блин! Вот оно! Всех срочно переобуть в "липучку". Интересно, как с грязью обстоят дела в Финляндии — там тоже на шипованых покрышках ездят. Или, вот например, на тротуарах: на тротуарах же никто шипами не стучит, а грязь есть.

Казалось бы: по тротуару шипами не ездят, а грязь есть. Откуда в Екатеринбурге грязь на улицах?
Казалось бы: по тротуару шипами не ездят, а грязь есть. Откуда в Екатеринбурге грязь на улицах?

Когда же граждане осторожно спрашивают: "А не поменять ли Бионорд, которым посыпают дороги, на что-то менее грязное?" — в ответ лишь бодрые рапорты, что по тестам все огонь и предпосылок для использования других реагентов нет.

"Бионорд" — специальный реагент, используемый коммунальщиками Екатеринбурга, чтобы бороться с наледью. Как ни убирай снег — у остановок и перекрестков образуется накат. Его посыпают Бионордом, накат тает, дорога очищена. Технологие подразумевает посыпку льда, и уборку получившейся жижи. Последнее делают далеко не всегда

С коммунальщиками интереснее. С одной стороны они, как ни странно, правы. В том плане, что сам-то "Бионорд" как бы не добавляет грязи, а просто растворяет лед. Да, получившаяся жижа не торопится стекать с дороги, унося с собой грязь, но в условиях когда то, что лежало на земле замерзло, новой грязи взяться как бы неоткуда. Но вот мешают-то его для посыпки с каким-то то ли песком, то ли гранитом (отсевом), который содержит просто прорву пыли вместе с достаточно крупными частицами.

Строго говоря, в жижу из растаявшего снега и "Бионорда" добавляют свою лепту и продукты износа асфальта, и резиновая пыль, и сажа, и грязь с машин. Но это не основной источник загрязнения.

Вот возьмем край дороги:

Или тротуар:

Все покрыто какой-то нереальной, адской просто пылью и грязью. Но если присмотреться, то можно увидеть, что среди этой грязищи лежат натуральные горы минеральной крошки. Ее натурально тоннами высыпают на дороги, а потом с видом Людвига Аристарховича спрашивают: "А кто-кто насрал в подъезде загадил город?

А меж тем, это безобразие перекатывается, перемалывается еще на стадии транспортировки, затем ссыпается вместе с образовавшейся пылью на дороги и тротуары, где процесс продолжается. Причем, то что было высыпано на тротуар, затем заботливо сметается на проезжую часть подметальными машинами, где перемалывается колесами автомобилей и присоединяется к всеобщей вакханалии срача. В результате получаем или тучи едкой пыли, или потоки густой грязной жижи, а значит — перманентно грязные машины, обувь, разваливающуюся за два сезона, грязную одежду и жуткую аллергию к весне.

Да, дороги чистят от снега (и часть посыпки вывозят с ним), подметают и даже пылесосят уличными пылесосами (при этом поднимая столб пыли до пятого этажа), но, как видно по фото, этого недостаточно.

Получается, что ответ на главный вопрос уральской зимы, очевидно, лежит на поверхности — в прямом и переносном смыслах. Оказывается, дело далеко не в автомобилистах, не в газонах и даже, как ни странно, не в отдельно взятом "Бионорде". А в чьей-то недальновидности и лени, нежелании пошевелить мозгом, чтобы модернизировать методику уборки и посыпки улиц противогололедными смесями. А может быть и в шкурном интересе — как знать.

Как с этим бороться? Не знаю. Могу лишь сказать, что, к сожалению, зимой приезжать в Екатеринбург с праздным интересом можно лишь после мощного снегопада. В противном случае можно сильно разочароваться в городе :(

P.S. Фотографии для подготовки заметки были сделаны на малом участке центральных улиц разного размера: Шевченко, Мамина Сибиряка, Азина, Свердлова. Остальной город, к сожалению, выглядит так же или даже хуже.