Найти тему
Вера Михайлова

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ С РЕПЕТИТОРОМ (ЕГЭ/ОГЭ)

Здравствуйте!

На повестке дня тема, обозначенная в заголовке. В этой статье я хочу поделиться своим опытом знакомства с новым учеником и объяснить свою принципиальную позицию касательно структуры так называемого ознакомительного занятия с учениками, которые пришли готовиться к ЕГЭ/ОГЭ.

С чего начать, допустим, курс занятий по литературе или русскому языку (в статье я буду опираться именно на эти два предмета)? Повторять алфавит и звуки или, может быть, вспоминать русские народные сказки? Это все действительно полезно, но подобным началом преподаватели упускают костяк подготовки к экзамену: документы, выложенные ФИПИ на одноименном официальном сайте. Именно ими нужно открывать период подготовки.

Да, вы правы, начинать нужно с "каких-то" документов. Я прекрасно знаю иронию своих же учеников по этому поводу: они пришли за знаниями, а я их на первом же занятии формальностями гружу.

Итак: что дадут нам эти документы при последующей подготовке к экзамену и что они вообще из себя представляют?

1. Кодификатор. Это файл, где подробнейшим образом расписаны темы, которые будут спрашивать на экзамене. Для литературы это список произведений и терминов, для русского языка - таблица с указанием правил. Конечно, жизнь никто облегчать не будет, теорию искать придется либо самому, либо с репетитором, но подспорье громаднейшее. Я, к примеру, с помощью этого документа составляю индивидуальный план работы с учеником на год и редактирую его при необходимости (там нагнать, тут практическое занятие можно добавить).

2. Спецификатор. Самый скучный и бесполезный по мнению школьников файл. Но, тем не менее, этом документе предоставляется справка о всех формальностях и спецификах экзамена (длительность, структура КИМов и т. д.), кроме этого можно детально рассмотреть, какое задание к какому уровню сложности относится, сколько за него дают баллов. Это очень ценный файл, поскольку именно благодаря ему многие ученики перестают думать, что можно не выполнять всех заданий (к примеру, не писать сочинение).

3. Демо-версия. Здесь само название говорит за себя: перед нами официальный пробник, который наглядно знакомит ученика со структурой ЕГЭ (ОГЭ), позволяет понять, задания каких типов будут на экзамене, попробовать свои силы в написании этого варианта. Кроме того, в этом файле содержатся критерии оценки заданий с развернутыми ответами.

С документами разобрались. Что с ними делать?

Львиную долю времени первого занятия я уделяю ознакомлению с этими тремя файлами. Это открывает глаза на масштаб предстоящей работы и закрывает вопрос о нюансах экзамена, ведь на все вопросы уже есть ответы. Мы обсуждаем список требуемых тем, баллы, структуру - все мы обсуждаем.

Если после этого остается время (обычно минут 20-25), то решаем тестовую часть из демо-версии. Этим действием мы закрываем сразу два блока: анализ изначальных теоретических знаний ученика и демонстрацию способности учителя просто и понятно объяснять новый материал (с количеством уроков русского и литературы в наших школах приходится это делать постоянно). Сочинение из тестовой версии обычно остается на домашнюю отработку, которая покажет, насколько ученик усвоил его структуру.

Приблизительно вот так проходят мои первые занятия с новыми учениками. Что вы могли бы добавить и почему?