Творение неразрывно связано с последующей интерпретацией, и если вы хоть сколько-нибудь заинтересованы в поисках смысла - вы будете удивлены, какие открытия иногда можно совершить, следуя за своим чутьём. Музыка заговорит с вами на своём универсальном языке, покажет свои образы и поведает историю, которую вы будете не в силах забыть.
Соло-проект Блэйка Коуэна, выросшего среди лесов и озёр Вашингтона - блестящий пример сочетания тонкой музыкальности с метафорически обыгранной идеей. Будучи с рождения окружённым природой и обладая незаурядным умом, Блэйк, выбравший себе изящный в своей хрупкости псевдоним Wickerbird, уместил вечно живую, одухотворённую природу и в свою музыку. Сначала вы услышите именно её, музыку, сопровождаемую шумом ветра, шелестом листвы, плеском набегающей на берег волны. Голос, распадающийся на многочисленные отзвуки, вкрадчиво начнёт рассказывать историю, вашу историю. Она на самом деле станет вашей, потому что все мы неразрывно связаны с природным началом.
Мне стоило бы начать рассказ с дебютного альбома "The Crow Mother", которым Wickerbird заявил о себе в 2012 году. Эта одновременно согревающая душу и пугающая своей странной, потусторонней красотой работа открыла собой цикл историй о населённых духами лесах и горах, о загадочной Матери Ворон, чьё имя вы найдёте в мифологии индейцев Хопи. Уверена, она существует и в верованиях других народов, она существует независимо от расы и обрядности. В какой-то момент людям обязательно открывалось видение, что природа - это некий храм, в котором всё живое воспевает чудо творения. Весь этот причудливый мир, предстающий перед нами, стоит только заиграть музыке - это попытка мыслящего человека осознать свою суть и место во вселенной, создать собственную систему верований, чтобы познать и своё окружение, и себя самого. Индейцы, верившие, что всё в мире одарено дыханием жизни, вероятно, стремились сделать то же самое.
"The Leaf Maker" стал вторым лонгплеем, повествующим всё о тех же образах, но в ином разрезе. Здесь мы тоже встречаемся с богиней, открывающей свою сущность блуждающему рыбаку в одном из красивейших треков альбома - "Sail Cloth". Вместе с героем истории мы бродим вдоль берега моря, переходим вброд лесные реки и блуждаем в чаще, населённой призраками. В какой-то момент мы сами становимся этим героем, вглядывающимся вглубь леса, дрейфующим в лодке посреди реки, слушающим голоса то ли давно умерших, то ли никогда и не живших. Самое сильное ощущение, исходящее от этой музыки - её одухотворённость. Достигается ли это за счёт призрачных интонаций в голосе, многоголосья, рассыпающегося эхом, таинственных лесных шорохов - но мы буквально почувствуем, что всё это создано будто и не человеком вовсе, а таким же бестелесным духом, призраком, чей голос больше не оставит нас в одиночестве. Это не та музыка, которую мы станем включать ради развлечения, лёгкого мелодичного фона. Обязательно захочется оставить все дела и идти вслед за голосами, пока вокруг нас встают горы, стеной высится лес и под ноги ложится влажный мох.
Альбом разделён на три главы - Июль, Сентябрь и Декабрь - отмеченные голосом, вероятно, того самого путника, прокладывающего себе дорогу сквозь чащу. Это ещё больше усиливает ощущение сопричастности кому-то, кто оставил за спиной города и других людей и ушёл туда, где нет нужды притворяться тем, кем не являешься. Блэйк с присущей ему страстью верит, что природа - это единственная настоящая и вечная сущность, способная как облагодетельствовать, так и навредить и даже уничтожить неподготовленного ко встрече с ней человека. Но мы по-прежнему тянемся к ней, зная, что оттуда мы вышли, и туда однажды уйдём навсегда.
Возвращаясь к музыкальной составляющей, не могу не отметить, насколько просты мелодии, в которые так изящно вплетены голоса и отзвуки. Зачастую одна лишь гитара мягко сопровождает нас на этом пути, а порой и вовсе попадаются островки тишины, дающие время перевести дух и вслушаться в себя. У этой музыки удивительный дар: услышав её, мы ловим себя на мысли, что природа теперь звучит именно так, и сквозь ветер, шум дождя и шелест листьев непременно пробирается этот вкрадчивый голос, и кто-то смотрит на нас из-за деревьев, быть может, именно та, чьё имя всем известно и не требует быть названным.
Wickerbird - это не фолк в его привычном понимании. Я бы даже осмелилась сказать, что это не совсем музыка. Это какой-то удивительный и тонкий вид искусства, в котором образы и звуки сплетаются воедино, чтобы перенести слушателя в иную реальность и поведать свою историю. Быть может, мы даже слышали её уже когда-то, и потому с такой готовностью отдаёмся воле этого голоса, закидываем за плечи рюкзак и растворяемся в тумане, медленно наплывающем с реки.
Кто он, этот таинственный Творец Листьев? Такой же дух, подвластный богине, или одинокий путник, так и не сумевший вернуться назад, забывший свою человеческую сущность? Ответ где-то там, в прохладной глубине чащи. Идём же.