Часть 1, Обзор фильма "Фантазм" (1979)
Фантазм - культовая кинофраншиза в жанре ужасов, а так же одна из очень старых кинофраншиз - впервые выйдя на экраны в 1979 году, пятый и, практически наверняка, последний фильм серии вышел в 2016 году. В отличии от многих ужастиков, сюжет Фантазмов достаточно запутанный и неочевидный, требующий достаточно серьёзного анализа и имеющий очень много места для различного рода трактовок. Достаточно нетипично, но серия малобюджетных ужастиков, часть из которых вообще тяготеют к жанру слэшера и тупого мочилова, запутаны так, что не особо чем уступают творчеству Дэвида Линча и прочему артхаусу. В своей трактовке я буду опираться от того, что как всё закончилось в пятом фильме, ибо мало того, что это последний фильм, его концовка - наиболее однозначная из всех пяти. Выражаясь проще, я буду анализировать версию о психическом нездоровье главных героев и нереальности происходящего большей части всего, что мы видим на экране. Ниже будет очень детализированный разбор сюжета всех фильмов и масса спойлеров. Поскольку выпуск был бы слишком длинный, я решил разбить его на несколько частей.
Начну я с наиболее очевидного аргумента - названия. Очевидно, "фантазм" - далеко не то слово, которые на слуху каждый день. Если бы было название "галлюцинация", "иллюзия" или хотя бы "видение", вопросов было бы меньше. Но "фантазм" - оно звучит то ли как отсебятина автора, то ли как что-то на тему мистицизма. Но не тут то было, товарищи. И так, смотрим значения английского слова phantasm в оксфордском словаре: "что-то видимое или выдуманное, но нереальное". Для перестраховки, смотрим ещё ряд словарей: почти все версии так или иначе сводятся к видению чего-то несуществующего в реальности. Думаю, можно смело говорить о том, что режиссёр и автор сценариев всей франшизы, Дон Коскарелли, выбрал подобное название всё же далеко не от балды. Просто догадки, возможно кто-то скажет? Моя ответочка: скриншот из трейлера ко второму фильму франшизы, в самом фильме этого кадра нет.
Phantasm (1979)
Конечно же, первый фильм является жемчужиной франшизы, наиболее оригинальным фильмом серии, а так же главной её художественной ценностью. Первый Фантазм является качественной мешаниной всех поветрий в жанре хоррора: тут и мистика, и доля научной фантастики, и зомби, и доля детективности, и чуть слэшерности, и даже немного лёгкой эротики. Здесь мы знакомимся со всеми главными действующими лицами: Майк – 13-летний подросток, Джоди – его взрослый брат, Реджи – друг, продавец мороженного, самый старший в их компании, а так же Высокий Человек – главный антагонист и мистическая фигура франшизы, этакая комбинация из образов некроманта и безумного ученого, гробовщик, сверхъестественное зло.
Действия происходят в безымянном небольшом городке Америки. Майк и Реджи живут тут, Джоди - переехал в другое место, но возвращается сюда на похороны. До начала событий фильма, он возвращался на похороны родителей, а в начале фильме - на похороны общего друга. Тут сходу проявляется первая нестыковка: неизвестно с кем живёт Майк. Неужели один? Неужели 13-летний пацан, чьи родители умерли 2 года назад, всё это время живёт один, а не со старшим братом и даже не со взрослым другом Реджи? Вернёмся к этому чуть позже.
Джоди обеспокоен состоянием младшего брата - Майка, тот плохо перенёс похороны родителей, поэтому он запрещает Майку посещать похороны Томми, общего друга Джоди и Реджи. Майк боится остаться один, поэтому повсюду преследует и следит за Джоди, почти что без остановки. Основной сюжет запускается с того момента, как Майк случайно стал свидетелем того, как местный гробовщик по прозвищу Высокий Человек в одиночку без особых усилий положил себе в машину гроб с телом Томми, который недавно на отпивание несли сразу шесть человек. И кстати, ещё один странный момент: в маленьких городах же все знают друг друга в лицо, а тут никто не в курсе как зовут единственного в городе гробовщика и владельца кладбища с большим мавзолеем. Майк всерьёз взялся за расследование, в результате которого выясняется, что Высокий Человек создаёт армию зомби и использует их как рабов на другой планете, с красным небом. Из-за разницы в температуре (там жарче) и гравитации, тела зомби предварительно очень сильно укорачиваются и они становятся как гномы. Помимо гномов, Высокому служат некие летающие металлические сферы и сверлят дрелью головы всем, кто оказался в ненужном месте в ненужное время. Насмерть, разумеется. Так же, Высокий не только высокий и сверхъестественный, но и какой-то неубиваемый. Основной сюжет заканчивается тем, что Реджи – убит, мавзолей – исчез непонятно куда, а Высокого обманом сбросили в обрыв в шахту и завалили отверстие валунами.
На этом фильм можно было бы заканчивать, но не тут то было: финальная сцена дважды ломает сюжет всего фильма. Целый и невредимый Реджи вместе с Майком сидят дома, Реджи говорит, что никакого Высокого не существует и что Майку всё это приснилось. Майк почему-то считает, что Высокий убил Джоди, но Реджи говорит, что Джоди не мог погибнуть от рук Высокого поскольку он уже до этого погиб в автокатастрофе и с тех пор Реджи является опекуном Майка. Майк сразу же вспоминает, что присутствовал на похоронах Джоди после автокатастрофы. Но одного неожиданного поворота событий Дону Коскарелли было мало и сходу зрителя накрывает ещё один – когда Майк остаётся один, Высокий Человек нападает на Майка и гномы-зомби утаскивают Майка в неизвестную черноту.
Учитывая некоторые ранее упомянутые странности, трактовка событий от Реджи определённо похожа на правду – Майку всё приснилось. Однако, появление Высокого в финальных кадрах фильма сильно спутывает карты. Тут остаётся два варианта. Как хорошо видно по фильму, Высокий умеет вторгаться в чужой разум и манипулировать разумом.
Так что можно предположить, что это его проделки. С другой стороны, не понятно зачем ему нужны такие сложные махинации, в то время как версия психического нездоровья Майка имеет под собой достаточно неплохую базу. Пережить в раннем подростковом возрасте вначале гибель родителей, а затем – старшего брата-опекуна, это само по себе далеко не шутки. Можно предположить, что у себя в голове Майк пытается обменять жизнь Джоди на жизнь Реджи, а так же поэтому настолько поглощен страхом потерять Джоди, поскольку на уровне подсознания он знает, что в реальности тот уже давно мёртв. Интересно, хотя и малозначительно, но в одной из сцен Джоди называет Майка сумасшедшим. В придачу к этому, в фильме бы интересная сцена с Майком, старухой-экстрасенсом-гадалкой и, предположительно, её внучкой. Гадалка ставит небольшой эксперимент с 'ящиком боли', который показал, что иногда вещи могут происходить в его голове и какими бы реальными они не казались, по-настоящему навредить они ему не могут, ибо они нереальны. Оно несколько раз и срабатывает с Высоким: если Майк или Джоди осознавали нереальность происходящего, Высокий не мог на них повлиять. Если бы фильм 1979 года был единственным, можно было бы смело говорить о безумии Майка, но с дальнейшими фильмами всё далеко не так однозначно.
Phantasm II (1988)
На мой вкус, второй фильм был наименее удачным. Это был единственный фильм франшизы, что не был полностью самостоятельным, а снимался Голливудом. Так же, это единственный фильм без персонажа Джоди и единственный фильм, где Майка играет другой актёр (далеко не такой хороший, имхо). Ну и самый высокобюджетный фильм, как следствие. Жанровый сдвиг тоже существенен: теперь это боевик/слэшер. Лёгкий намёк на некую артхаусность первой части полностью испаряется. А ещё, второй фильм вносит два радикальных изменения: во-первых, отныне все Фантазмы это road movie, во-вторых, на передний план выходит конспирологическая/параноидальная теория о том, что Высокий понемногу захватывает реальный мир. В пределах второй части, речь пока что только об истреблении маленьких городов Америки.
Начало второй части относительно однозначно говорит в пользу неадекватности Майка, пускай и в достаточно сумбурной форме. Открывающая сцена показывает как Реджи спасает Майка от Высокого и его гномов-зомби, взрывая весь дом. После этого хоп – Майку уже 19 лет и его выписывают из психиатрической лечебницы, где он провёл 7 лет. Чем он болел – не говорится, но упоминается вскользь неспособность отличать сны от реальности, как следствие смерти родителей и брата. Лечение Майку явно не помогло, на выписке он слышит некий приказывающий голос поддакивать врачу, все эти годы он телепатически разговаривал с незнакомой девушкой Лиз (она - экстрасенс и сама связалась с ним), а первым делом попав на волю он с лопатой отправляется на местное кладбище и выясняет, что как минимум несколько закопанных под землёй гробов – абсолютно пустые, без тел умерших. Реджи находит его на кладбище и скептически относится к состоянию Майка. Более того, Реджи говорит, что никогда не спасал его от Высокого и что никакой дом 7 лет назад не взрывал. Так же, в четырёх фильмах подряд подчеркивается тот факт, что Джоди на самом деле умер в автокатастрофе. В прочем, тот самый дом вновь якобы взрывается и Реджи подозрительно быстро перенимает точку зрения Майка. Так они начинают путешествовать по небольшим заброшенным городам США и охотиться на Высокого. При этом же сами говорят, что шансов в противостоянии у них наверняка нет, но охотиться то надо.
В процессе, у нашей пары появляются две спутницы - та самая экстрасенс Лиз и незнакомка, подобранная автостопом. Интересно, что у Лиз экстрасенсорная связь не только по отношению к Майку, но и по отношению к Высокому Человеку. На счет незнакомки Майк вновь делает какой-то из неоткуда взятый странный вывод, подобно тому, как он думал, что Высокий убил Джоди. В одном из моргов Майк видит мёртвое тело некой девушки, которое бесследно исчезает, стоит ему ненадолго отвернуться. И когда он узнаёт в живой незнакомке ту самую мёртвую, исчезнувшую в морге, вместо того, чтобы сказать Реджи правду, Майк говорит Реджи, что видел её мёртвой в своих снах и это плохая примета. Что?!?! Так что когда в конце фильма происходит 'неожиданный поворот' и та самая незнакомка оказывается замаскированным зомби, а Реджи - вновь смертельно ранен, это уже совсем не неожиданно, а более чем ожидаемо.
В этом фильме ощутимо меняется степень важности персонажа Реджи. В первом фильме, он был достаточно малозначительным и имел существенно меньше экранного времени чем Майк и Джоди. Во второй части Майк всё ещё является главным протагонистом, но Реджи имеет практически столько же экранного времени, сколько и Майк, а то, как Реджи поразительно быстро переобулся под мировосприятие Майка, впервые ставит вопрос над тем, какую на самом деле роль Реджи играет в сюжете данной франшизы. Так же, во второй части наши герои впервые задумываются на тему того, почему Высокий Человек такой неубиваемый. И ведь действительно, за эти два фильма Высокий уже 4 раза должен был быть убит, но каждый раз он вновь возвращается целым и невредимым. Интересны и последние кадры фильма: Майк почему-то вдруг начинает сомневаться в реальности всего происходящего и говорит Лизе "не бойся, это всего лишь сон", после чего моментально появляется Высокий и говорит "нет, не сон". В целом, второй фильм существенно расширяет лор вселенной, но не даёт каких либо ответов по поводу сути происходящего. Впрочем, ещё 3 фильма впереди...