Когда мы медитируем, мы тренируем ум, потому что считаем, что ум очень важен. Но тренировка ума действительно трудна, если мы не развиваем правильные привычки характера. Мы должны зависеть от утонченных внутренних качеств, чтобы тренировка действительно шла прямо к сердцу, потому что само сердце тонкое и чувствительное. Мы должны сделать наш характер дотошным, податливым, послушным, уважительным, безобидным. Мы должны быть готовы следовать примеру, уже поданному кем-то, кто знает, кто уже пошел по этому пути, кто - на экзамене - как мы обнаружили, что он выше нас с точки зрения его обучения внимательности и проницательности, выше нас с точки зрения чистоты его действий. Кто это? Будда - это тот, с кем никто не может законно сравниться. Мы не можем законно сравнивать наши взгляды и мнения с ним,поскольку он - тот, кто действительно обучил себя, кто пожертвовал всем, не думая о выживании.
Тот факт, что мы продолжаем держаться в сансаре после этого долгого времени, объясняется нашими привычками характера. Именно из-за наших привычек характера мы постоянно теряем путь, падаем с пути, постоянно отклоняемся от пути. Именно из-за нашей привычки находить для себя оправдания мы не хотим следовать по пути, указанному Буддой. Какой путь он определил для наших действий? Какого рода он излагал нам слова? Для нашего разума? Он установил для нас стандарты повиновения и применения на практике. Мудрецы говорили, что путем Будды легко следовать правильно, потому что он не создает опасности. Это не требует, чтобы мы делали что-нибудь вредное или тяжелое.
Мы должны изучить учения Будды, чтобы увидеть, достойны ли они послушания или нет, чтобы увидеть, достойны ли они того, чтобы им следовать или нет. Есть ли у них какие-либо недостатки, которых мы должны стараться избегать, которые мы не должны принимать? Можем ли мы найти какие-либо несоответствия в Будде, которые бы оправдывали наше доверие к нашим собственным противоречивым мнениям, которые могли бы оправдать наше непослушание его учениям? А что у нас такого особенного? Когда вы смотрите внимательно, вы не можете найти ничего, чтобы обвинить его. Так что неплохо бы слушать его и повиноваться его учению?
Мы должны учиться, чтобы увидеть, где лежат наши собственные недостатки. Это как если бы мы отправились в путешествие. Наше тело может быть в хорошей форме, но если работа нашего автомобиля будет неисправна, он может увести нас с дороги. Таким образом, мы должны медитировать, чтобы исследовать работу нашего автомобиля, другими словами, озабоченности, которые мы создаем в уме и которые воздействуют на жизнь. Будда придал большое значение вопросу о взглядах, потому что наши взгляды могут сделать нас дегенератами. Когда наши взгляды ошибочны, они могут испортить наши добродетели. Они могут испортить нашу практику, сбив нас с пути. Наши взгляды становятся дефектными, когда ум заражен заблуждением. Там может быть много знаний, много информации, но очень мало внимания. Мы можем думать, что мы осведомлены, что мы умны, но мы не осознаем, что наши взгляды являются дефектными. Только те, кто знает реальность, кто прошел этот этап, могут распознать, что в наших взглядах дефектно.
Таким образом, мы должны научить нашу волю, практиковаться в том, чтобы сделать наши взгляды правильными (ditth'uju-kamma). Только тогда мы освободимся от порочных взглядов и заменим их безупречными. Чтобы сделать это, мы должны быть скрупулезными в наблюдательности.И мы должны тщательно анализировать наши прошлые действия, как то, что мы сделали правильно, так и то, что мы сделали неправильно. По большей части, мы не внимательно следим за нашими действиями. Мы совершаем одни и те же ошибки снова и снова. Мы причиняем себе страдания, но не принимаем их близко к сердцу, чтобы предотвратить их повторение. Вот почему мы продолжаем бесконечно вращаться в циклах сансары. Мы продолжаем делать ошибки, но мы не признаем их как ошибки. Время от времени мы поступаем правильно, но не понимаем, почему мы правы. Так что все путается.
Но если мы приучим себя к наблюдательности, продолжим очищать сердце, чтобы мы не повторяли свои ошибки во второй раз, не заставляли себя так страдать во второй раз, мы сможем сделать выбор, который действительно приносит нам пользу. Когда мы посмотрим на наши прошлые убеждения и действия, а затем сравним их с действиями тех, кто мудр, мы увидим, какие бесполезный трэш мы творим. Но если мы не отпустим наши старые взгляды, мы не сможем перестать делать то, что должны остановить. Мы не сможем отказаться от того, от чего мы должны отказаться. Пока мы придерживаемся наших старых мыслеформ, одни и те же старые страдания будут преследовать нас. Мы никогда не сможем найти путь, ведущий к прекращению страданий.
Вот почему благородный восьмеричный путь начинается с самма-дитти, или правильного взгляда. Правильный взгляд правильно описывает вещи прямо вокруг нас - внутри и вне нас - которые всегда были такими с незапамятных времен. Поэтому, когда вы видите Дхамму - истину вещей, какими они уже являются, - вы будете готовы отпустить свои старые мнения и следовать пути, которому учил Будда. Будда учил этим истинам, чтобы мы могли изучать и познать истину. Верить Будде не больно. Это может только помочь нам. Его Пробуждение было на благо существ мира, для очищения существ мира, у которых есть мудрость и проницательность, чтобы следовать по пути, которым он следовал. Возникновение Будды ведет к страданию только тех обывателей, чья гордость мешает им следовать его пути. Они единственные, кому не выгодно его Пробуждение.
Мы должны быть открыты и честны с собой о нашей гордости, наших взглядах. Мы не должны скрывать их от себя. Мы должны вывести их на чистую воду и избавиться от них. Не кормить их. По большей части они не из тех друзей, которые помогут сделать нас яркими и чистыми. Не думайте, что идеи, которые нам нравятся, обязательно сделают нас яркими и чистыми. Мы должны вырвать их, проанализировать их, очистить, чтобы все наши ошибочные взгляды были отрезаны. Когда мы свободны от дефектных взглядов, у нас останутся безупречные взгляды, которые являются сокровищем с точки зрения нашего логического мышления. Когда наши взгляды безупречны, наши добродетели будут безупречны. И когда наши добродетели образуют хорошую, прочную основу, тренировка ума становится легкой и свободной от трудностей.
Проблема сейчас в том, что наши взгляды противоречат истине и мы всегда готовы сделать ложные предположения. Мы считаем мучительные вещи приятными, вещи, которые нельзя делать. Мы видим вещи, которые являются грязными, которые нужно исправить, чтобы привести их в соответствие с истиной, и мы просто оставляем их такими, какие они есть, в противоречии с истиной. Итак, как мы можем надеяться получить освобождение от страданий? Как мы можем надеяться достичь чистоты?
Ум - это что-то тонкое и чувствительное, легко вводимое в заблуждение тонкими недоразумениями, не говоря уже о вопиющих. Вот почему Будда установил режим тренировок для наших привычек характера, чтобы сделать нас послушными и уважительными к истине, даже в самых маленьких вопросах, видя опасность даже в самых незначительных ошибках. Другими словами, он указал на то, что даже малейшие недостатки, которых мы должны избегать, должны быть устранены, но мы чувствуем, что без них не обойтись. Мы не видим их как недостатки. Это означает, что мы не видим пугающих опасностей, которые возникнут в результате наших собственных неправильных действий. Так что мы смелы в том, что делаем неправильно. Что касается того, что Будда велел нам делать, мы не хотим этого делать, не хотим следовать за ним, все из-за наших взглядов и нашей гордости. Вот почему мы не можем добраться до ручья ниббаны.
Если мы хотим практиковать так, чтобы отказаться от своей гордости, чтобы войти в поток трансцендентного, мы должны уточнить наши взгляды - в частности, взгляды на самосознание (саккайа-дитти).Это самая первая дверь. Если мы не сможем исправить подобные ошибки, мы не сможем найти дверь через стену, которая отделяет нас от Бессмертных. Мы просто обойдем вокруг внешнего периметра стены. Независимо от того, сколько жизней мы практикуем, мы просто будем ходить по периметру, если не сможем исправить эти взгляды.
Таким образом, мы должны научиться изучать наши тонкие взгляды, а главное их причины. Мы должны развить убеждения, которые сильнее тех, что у нас уже есть. Мы должны сделать наше доверие сильнее, чем оно есть, и быть готовыми следовать наставлениям Будды. Когда он говорит отречься от чего-то, мы должны отречься от этого, даже если это означает поставить под угрозу нашу жизнь, даже если это означает смерть. Только тогда мы выйдем победителями, делая отверстие в стене наших взглядов.
Так что запомните: если мы не хотим приносить жертвы такого уровня, мы не добьемся успеха.Если вы хотите пройти через стену, чтобы получить полное освобождение от смерти и рождения, вы должны прекратить кружить вокруг внешнего периметра. Если вы будете продолжать вести себя так, как сейчас основная масса сансаринов, вы никогда не освободитесь от страданий и стресса. Поэтому постарайтесь быть наблюдательными, постарайтесь оценить озабоченность, скрытую в вашем сердце. Какие препятствия, загрязнения нужно преодолеть, чтобы выйти победителем?
Если вы не можете преодолеть их, используя один метод, попробуйте другие методы, пока не сможете. Не позволяйте им стать «вами». Не позволяйте им становиться самим собой, заставляя вас участвовать в создании Я, в создании "себя". Как только появятся представления о самоидентификации, глупость ума приведет к неуверенности (vicikiccha),так что вы не можете прийти к каким-либо четким и подлинным выводам. Вы ухватитесь за внешние вещи - это то, что называется «хвататься за заповеди и практики» (silabbata-paramasa) - как у тупых джайнов во времена Будды, которые думали, что им удастся добиться освобождения через внешние смешные практики, без освобождения ума.
Они чувствовали, что если они будут следовать их внешним практикам, внешние силы придут и спасут их, придет какой-нибудь бог и спасет их. Но чистота наших внутренних действий - это то, что только мы можем контролировать. Как учил Будда, больше никто не может прийти и спасти нас. Только мы можем спасти себя. Нет бога большего, чем помощь, которую мы оказываем самим себе.
Так что не позволяйте себе быть введенным в заблуждение. Побеждайте свои неправильные взгляды, чтобы вы могли искренне подчиняться Будде, искренне проверяя его учения , а не слепо веруя как основная масса тупых буддистов.
Продолжайте медитировать.
«Выправление ваших взглядов», Ajaan Suwat Suvaco, перевод с тайского Thanissaro Bhikkhu.
Straightening Out Your Views, by Ajaan Suwat Suvaco