На этот вопрос пришлось отвечать музыканту и дирижеру военного оркестра Семену Александровичу Чернецкому...
Небольшая преамбула к истории, поскольку невозможно представить, чтобы рядовой музыкант оказался перед Мавзолеем, да еще имел возможность беседовать со Сталиным. Чернецкий не был рядовым музыкантом. Он был главным дирижером сводного военного оркестра и на нем лежала ответственность за организацию выступления, за качество исполнения, репертуар, а также за корректное построение самого оркестра непосредственно перед трибунами, на которых находились высшие чины государства. Профессиональная карьера Чернецкого началась вместе с Революцией.
Окончив Петербургскую консерваторию в 1917 году, Чернецкий добровольцем вступает в ряды Красной Армии. Кадровый голод многим давал возможность для быстрого карьерного роста. Уже через год Чернецкий возглавил секцию военных оркестров при Петербургском областном комиссариате по военным делам, а вскоре ему доверили быть инспектором всех военных оркестров Петроградского военного округа, а затем и других округов. Деятельная натура, Чернецкий не удовлетворился работой по проверке и наведению порядка в этой сфере. С энтузиазмом он берется за организацию сводного военного оркестра Московского гарнизона, а в 1935 году ему доверили сформировать ПЕрвый отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР.
В это же время Чернецкий много и плодотворно работает над созданием нового репертуара. Основой музыкальных композиций для Чернецкого служат русские народные песни и а также песенные напевы народов СССР. "Грузинский марш", "Славянский марш", "Украинский марш", "Казачий марш". Пожалуй самым известными и наиболее часто звучащим произведением Чернецкого стал марш "Слава Родине" по мотивам арии "Славься, славься, наш русский Царь" из оперы Глинки"Иван Сусанин".
У Чернецкого находится время также на создание школ военно-музыкантских воспитанников. За пять лет в этих школах прошли обучение около четырех тысяч беспризорников.
Чернецкий много работает и в годы Великой Отечественной войны - пишет около 40 маршей и порядка 30 песен патриотического содержания, предназначенные для исполнения в армейских коллективах для поднятия боевого духа. Однако эти песни были популярны и среди гражданского населения.
История, о которой идет речь, случилась в 1937 году. В Москве на Красной площади проходил очередной парад с участием сводного военного оркестра, которым дирижировал Чернецкий.
По заведенной традиции главный военный дирижер сводного военного оркестра во время выступления к музыкантам становился спиной - лицом к публике. Это вызывало определенные трудности. В частности, музыкантам боковых батальонов команды дирижера были видны плохо. Нередко это приводило к казусным моментам, когда возникал диссонанс в общем звучании, иногда заметный и публике. Чернецкий понимал, что проблема в том, что дирижер стоит к музыкантам спиной! Но, чтобы повернуться спиной к начальству, не могло быть и речи. Приходилось терпеть и лезть из кожи вон, чтобы подаваемые дирижером знаки видели музыканты с дальних рядов и с боков. Качества исполнению это не добавляло.
На Мавзолее Чернецкий отчетливо видел Сталина, который прислушивался и Чернецкий несколько раз уловил на его лице недовольное выражение. Как раз в тех местах, где исполнение не было идеальным по причине некачественного, по сути дела, дирижирования! Все знали, что у Сталина превосходный слух, он сам знаток музыки, коллекционировал пластинки.
И Чернецкий решается сделать то, что надо было сделать давно, но никто не знал, как к этому деликатному вопросу подступиться. "Пан или пропал". Если все оставить как есть, марш будет окончательно загублен и отвечать также придется Чернецкому...
Пауза, с нового такта Чернецкий делает взмах рукой и поворачивается к оркестру лицом. Музыканты тут же отреагировали и заиграли слаженно и мощно, понимая, что происходящее чревато для из дирижера последствиями... Они то стояли к трибунам лицом и видели, как там все задвигались, стали поглядывать на Сталина. Тот стоял сначала с непроницаемым лицом, потом, как и другие, стал прислушиваться. Все отметили разницу между исполнением до и после того, как дирижер повернулся к трибунам спиной.
Марш получился грандиозным. Такого выступления сводного военного оркестра давно не слышали. Было видно, что выступление всем очень понравилось. Но как отреагирует Сталин?
Когда затихли последние звуки и дирижер снова повернулся к трибунам, к Чернецкому подошел посыльный и попросил пройти к Сталину.
- Товарищ Чернецкий, вы должны стоять лицом к трибуне, но повернулись спиной. Нам кажется, это неуважение. Как вы это объясните.
- Товарищ Сталин, - Чернецкий по военному взял под козырек, - Разрешите доложить! Очень уважаю Вас и наше правительство. Но у меня нет морального права стоять и будто дирижировать вами. Я должен дирижировать музыкантами. А для этого к ним надо стоять лицом.
Сталин смотрел на Чернецкого сначала немного сердито, потом кивнул и едва заметно улыбнулся.
-Хорошо. Пусть так и будет. Музыканты должны видеть дирижера. Товарищ Берия, вы не возражаете, если дирижер будет стоять к музыкантам лицом? Для музыки как лучше по-вашему?
- Товарищ Сталин, тут лучше вас никто скажет, как надо, - Берия неловко пытался пошутить.
-Лучше дирижера никто не знает, как надо. Товарищ Чернецкий, у Политбюро возражений нет (тут Сталин снова улыбнулся), стойте, как хотите. Мы с вас спросим за музыку, а не за то, как вы стоите.
P.S. Дирижеры военных сводных оркестров сейчас стоят, как им удобно, в зависимости от задач, которые оркестру предстоит выполнять. Показательные выступления военных оркестров в свои выступления включают различные постановочные элементы разной степни сложности, превращая выступление оркестра в яркое шоу.