В США набирает обороты президентская предвыборная гонка (голосование пройдет в ноябре 2020 года). Вместе с ней свыше десятка современных художников включились в общественную кампанию «ENOUGH of Trump», агитируя американцев голосовать против Дональда Трампа. Один из ее участников — новатор и родоначальник текстового поп-арта Эд Рушей. Рассказываем, как на будущее художника повлиял Бонапарт и при чем тут заправки.
— В детстве у Эда Рушея был друг по фамилии Бонапарт.
Именно он однажды показал будущему лидеру американского поп-арта, как рисовать тушью. Вместе они стали копировать комиксы, а Рушей решил, что станет мультипликатором. Такая перспектива не радовала его отца — довольно строгого католика. А вот мать, напротив, поддерживала сына.
— Рушей родился в штате Небраска, после жил в Оклахоме, а в 1956 году переехал в Лос-Анджелес.
Здесь он четыре года изучал графический дизайн, а после окончания института в 1960-м отправился с матерью и сестрой в Европу. Любопытно, что единственной картиной, которая впечатлила его во время поездки, была «Офелия» Джона Милле.
Правда, творчество самого Рушея никакого сходства с прерафаэлитами не имело. Он начал работать с буквами и надписями. К ним художник стал добавлять изображения различных повседневных предметов, экспериментирует с материалами и фоном. Если другие представители поп-арта выбирали в качестве объектов визуальные символы, то Рушей стал превращать в такие символы слова.
— Один из частых образов в работах Эда Рушея — автозаправочные станции.
Еще в 1962-м, во время поездок к родителям в Оклахому, художник сфотографировал десятки объектов и небольшим тиражом выпустил книгу со снимками. А в работе «Стандартная станция» Рушей трансформировал изображение заправки в символ американской культуры потребления. Один из журналистов однажды спросил художника, почему он выбирает станции одной компании — Standard — и кроется ли в этом желание показать стандартизированность США. Но Рушей ответил, что это чистая случайность.
— Работы Эда Рушея сравнивали с произведениями еще одного американца — Эдварда Хоппера.
Правда, сам Рушей себя его последователем не считал. Хоппер был для него слишком серьезным, правильным, профессиональным и даже скучным. Рушей определял поп-арт, как интерес к повседневности, к тому, что раньше не становилось предметом искусства.
И каталогизировал американскую среду обитания: дороги, заправочные станции, здания на бульваре Сансет.
— Еще один знаковый образ в творчестве Эда Рушея — надпись Hollywood.
С середины 1960-х до середины 1980-х художник работал в студии на Western Avenue, откуда на нее открывался хороший вид. В 2006-м Рушей создал работу «Landmark decay», на которой сложил надпись из сломанных деревьев, показывая ее распад.
— Коммерческий успех пришел к Эду Рушея довольно поздно.
В 1970-х его представляла галерея знаменитого коллекционера и арт-дилера Лео Кастелли, но работы продавались плохо. Первая успешная выставка художника прошла в 1986 году — тогда почти все произведения, выставленные в нью-йоркской Robert Miller Gallery, были проданы. В 2009 году картина Рушея «I think I'll» вошла в коллекцию Белого дома, а в 2013-м журнал TIME включил его в список 100 самых влиятельных людей мира.
— Сегодня Эду Рушея 82 года.
Он по-прежнему работает и даже включился в кампанию «ENOUGH of Trump». Он создал один из плакатов, который можно скачать и разместить в Instagram, Facebook и Twitter. Кроме этого, подписанные художником принты выпущены ограниченным тиражом и продаются за $2000. Вся выручка будет направлена правозащитной группой People For the American Way. «Мы достигли масштабного кризиса. И должны что-то сделать», — приводит слова Эда Рушея американский Forbes.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.