Давным-давно США и СССР отчаянно соревновались друг с другом в науке и производстве оружия взаимного уничтожения. В конце семидесятых в СССР существовала версия, что США планируют сбросить атомную бомбу на Москву с борта космического шаттла в ходе весьма сложного манёвра при подъёме на орбиту - «нырка». Насколько же был реалистичен этот план и существовал ли он на самом деле?
Великая гонка
То, что две сверхдержавы - США и СССР - враждовали и потому постоянно вели гонку вооружений - секретом ни для кого не являлось. С самого 1945 года, когда окончилась Вторая мировая война, началось технологическое и идеологическое противостояние. США испытали и применили ядерное оружие, СССР изобрел свою атомную бомбу. Затем в Союзе сконструировали «слойку Сахарова» - мощнейшую водородную бомбу, повергшую в изумление весь мир.
Но и Америка не замедлила с ответом. Испытание аналогичной бомбы произошло и там, плюс началось дальнейшее наращивание запасов атомного оружия. Затем Советский Союз опередил Америку на другом перспективном направлении. Советы первыми в истории человечества вырвались в космос, запустив в 1957 году на орбиту искусственный спутник. А вскоре советский космонавт Юрий Гагарин первым оказался в космосе, чем великое государство Советский Союз вновь поразило весь мир.
И здесь США не захотели отставать от идеологического противника и включились в космическую гонку.
Америка тоже вывела в космос искусственный спутник и начала готовить полёт на спутник естественный, то есть на Луну. Но и СССР совершенно логично решил, что именно советский человек тоже должен первым оставить след на Луне. К сожалению, здесь не срослось. В 1969 году астронавт Нил Армстронг установил на Луне американский флаг.
В общем, соревнование держав не прекращалось. Постепенно околоземное пространство оказалось неплохо освоенным. По земной орбите курсировало множество спутников. Они выполняли как чисто исследовательские, так и военные функции. Также вблизи Земли обосновался целый отряд научно-исследовательских станций, где проводились исследования во множестве областей. Учёные во внеземных условиях экспериментировали над живыми организмами, создавали новые виды материалов, активно изучали движение небесных тел. Польза для мировой науки и человечества была очевидна. Естественно, что каждая страна искала оптимальные пути для обслуживания всего этого богатства. В США таким решением стали шаттлы. В СССР к программе их разработки отнеслись настороженно, увидев в них потенциальную угрозу. Что же получилось у американцев при попытке создания космических челноков и чего опасались советские аналитики?
Программа «Спейс шаттл»
Планы создания шаттлов возникли в Соединённых Штатах Америки в 60-х годах. Уже тогда работы на орбите были актуальными. Многие учёные и конструкторы мечтали о базах на Луне и Марсе. А осуществлять доставку необходимого груза на эти космические объекты предполагалось с помощью специальных многоразовых челноков — шаттлов. Поэтому уже в 1968 году НАСА совместно с ВВС США начинает искать возможности для воплощения своей задумки.
В 1971 году стартует программа «Спейс шаттл». Американские учёные, консультируясь со своими зарубежными коллегами,разрабатывают теоретическую модель будущих челноков. Все шаттлы, сконструированные в рамках программы «Спейс шаттл», задумывались как многоразовые корабли, способные осуществлять транспортировку грузов и людей на объекты на околоземной орбите и возвращаться назад, чтобы затем вновь стартовать. Поэтому в их конструкцию входили постоянные и одноразовые элементы. К корпусу ракетоплана, несущего экипаж и полезный груз, подсоединяли два твердотопливных двигателя-ускорителя, которые должны были помочь главной части челнока преодолеть земную гравитацию.
Выполнив свою задачу, на высоте 45 километров, ускорители отсоединялись и падали в океан по заранее рассчитанной траектории. Там их подбирали и готовили для следующего полёта. Кроме них к борту крепился внушительный бак с горючим, который питал маршевые двигатели. Как только топливо в баке заканчивалось, он отсоединялся. Учитывая, что изготовлен бак был из лёгких алюминиевых сплавов, а отсоединение происходило на высоте более 100 километров, то он благополучно сгорал в атмосфере, а остатки падали в океан. Ну а успешно преодолевший земную тягу челнок выходил в космос, выполняя поставленную задачу.
Часто это была исследовательская миссия, но, разумеется, шаттл должен был применяться и для доставки грузов на космические станции. В состав полезного груза входили инструменты, оборудование, медикаменты, а также пища, вода и кислород для дыхания. Как правило, прибывший экипаж был новой сменой для станции, а предыдущая смена, соответственно, погружалась в шаттл и вела его опять же по заранее рассчитанной траектории назад к Земле.
Некоторое время спустя ракетоплан приземлялся на заготовленную для него лётную полосу. Всё. Теперь корабль можно использовать снова. Идея челноков оказалась удачной, поэтому первый шаттл «Колумбия» стартовал уже 12 апреля 1980 года. Корабль нёс на себе экипаж из 6 человек. Выйдя в космос и осуществив свою задачу, он благополучно приземлился, НАСА очень рассчитывало на космические челноки. В его руководстве полагали, что каждый совершит из них сотни полётов. Увы, надежды не оправдались. За всё время действия программы, вплоть до последнего полёта 20 июля 2011 года, было построено всего 5 шаттлов, причём два из них погибли в ужасных авариях. А все вместе они совершили лишь 135 полётов. Они неплохо проявили себя при обслуживании орбитальных станций и осуществлении научных миссий, но не оправдали всех возложенных на них надежд. Через 30 лет после первого вылета программа «Спейс шаттл» была закрыта, а отработавшие своё челноки отправились в музеи.
Была ли угроза?
В самом начале, когда возникла идея сконструировать шаттлы, некоторые из американских учёных обратились за консультациями к советским коллегам. Известный советский учёный и конструктор Мстислав Келдыш посчитал проект неперспективным. Но когда в США активно начались разработки космических челноков, у ряда аналитиков возникло подозрение. А что если в случае успешной реализации программы «Спейс шаттл» челноки могут быть использованы не только в научных, но и в военных целях? Началась активная проработка вариантов различных сценариев, при которых шаттлы могли нанести ущерб обороноспособности Союза.
В 1976 году на стол к генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу лёг отчёт, детально описывавший возможную катастрофу. По версии ученых,запущенный с одного из космодромов шаттл, совершив виток вокруг земного шара, мог выйти в точку, где он окажется вне зоны наблюдения оборонных систем Советского Союза. Затем, с помощью маршевых двигателей, челнок способен сойти от своей орбиты, совершить нырок и сбросить устройство прямо на Москву. После сброса груза шаттл теоретически сможет благополучно вернуться на свою обычную орбиту, с помощью всё тех же маршевые двигателей.
Руководство СССР задумалось, а что если этим устройством окажется атомная бомба? Согласно выводам аналитиков, в таком варианте развития событий не было ничего принципиально невозможного. Неужели США и правда планировали нечто подобное?
Для начала следует отметить, что «нырок» шаттла действительно мог быть осуществлён. Но сложность такого манёвра выше, чем может представить себе обычный обыватель. В представлении большинства, которое черпает информацию из фильмов и мультиков, полёт космического корабля происходит достаточно просто. Стоит вертикально ракета, потом по прямой взлетает, преодолевает земную тягу и через несколько минут уже летит в космосе.
На деле же это совсем не так. Во-первых, корабль способен взлететь не из любой точки планеты. Место для космодрома подбирается тщательнейшим образом, на основе сложных расчётов. Точно так же непросто производится расчёт траектории выведения корабля на орбиту. Малейший промах — и произойдёт катастрофа.
Космическому кораблю придётся осуществить несколько витков вокруг планеты, прежде чем он сможет выйти в космос. Но и тогда он должен следовать проложенному для него курсу, чтобы потом благополучно вернуться на Землю. Тем не менее советские учёные сочли подобный манёвр возможным при соблюдении ряда условий. Существует слух, что угроза такого «нырка» заставила руководство СССР запустить свою программу многоразовых космических челноков.
Так ли это было на самом деле, широкой публике неизвестно, но такая программа действительно была запущена и реализована. Называлась она «Энергия-Буран». Однако первый и единственный полёт советского космоплана состоялся в 1988 году, через 7 лет после запуска «Колумбии». Больше космоплан не летал, а в начале 90-х программу «Энергия-Буран» свернули, как и многие другие полезнейшие разработки в тогдашнем разваливающемся Союзе.
Что, в общем-то, крайне оскорбительно для отечественной космонавтики. Что касается «нырка», то нет никаких свидетельств, что в США действительно разрабатывали подобный план. Да, советские математики сделали верные расчёты и такой манёвр был возможен. Но он мог быть осуществлён только при запуске с космодрома на базе ВВС Ваденберг. Хотя нет никаких сведений, что американцы хотели разместить ядерный заряд на шаттле, но полёт челнока с Ваденберга действительно был запланирован. Однако 28 января 1986 года произошла катастрофа с шаттлом «Челленджер». А ведь именно он должен был стартовать с Ванденберга в октябре этого же года. Больше планов запуска шаттла с этого космодрома не было. Затем развалился Союз, холодная война закончилась, а в 2011 году закончилась и эпоха шаттлов. В наши дни и США, и Россия активно занимаются космическими программами, но иногда возникает мысль: сколько же перспективных проектов так и не дождались своей реализации? И что будет с освоением космоса дальше? Сбудутся ли когда-нибудь мечты человечества ступить на Красную планету и кто будет лидером в этой гонке?
© Даниил Кабаков