На днях было объявлено о смене главы столичного образования, его, как казалось, вечный руководитель - Исаак Калина передал штурвал своему преемнику и стал советником мэра. Событие весьма интересное, так как оно знаменует окончание целого этапа реформирования, доведенного до логического конца. Калина ушел, а значит имеет смысл подвести итоги изменений через которые прошла московская школа во втором десятилетии ХХI века.
За это время учреждения, состоявшие из 1 одного здания средней школы во главе с собственным директором были объединены в образовательные комплексы, из нескольких строений некогда самостоятельных школ, а также, находящихся поблизости детских садов, но уже с одним общим директором на все корпуса, под руководство и ответственность которого были передана финансово-экономическая, хозяйственная и образовательная деятельность учреждения. Директора стали назначаться на должность после аттестации, а качество работы оцениваться местом в рейтинге школ Москвы, определявших их успешность и, где главными показателями были успехи учащихся на олимпиадах разного уровня и по результатам ЕГЭ. Помимо директора аттестацию начали проходить и его заместители, т. е. завучи и завхозы.
Все эти действия привели к тому, что было утрачено первоначальное назначение школ - дать учащимся образование. Возникла система, направленная на позитивную отчетность, где вместо получения образования и воспитания (что ДогМ считалось даже вредным) дети стали инструментом достижения рейтинговых показателей учреждения. Отрицательный принцип отбора директоров привел к удалению опытных кадров, а те кто остался превратились в бесправных винтиков системы с огромной ответственностью и рисками. Необходимость решать сложные экономические и хозяйственные задачи образовательных комплексов стала серьезной проблемой из-за критической нехватки профессионалов по данным направлениям. Школы в новом виде стали абсолютно обезличенными и бесполезными с точки зрения получения знаний. Жалобы родителей стали инструментом давления на учителей и администрацию школы, парализующим ее деятельность, а частая сменяемость людей на должностях привела к невозможности решать сложные вопросы. Создание образовательных комплексов, вероятно, неплохая идея, но только в том случае если они создаются с нуля и имеют стратегию развития, но механическое объединение по территориальному принципу разноплановых школ с глубокой профессиональной дифференциацией коллективов изначально делало эту задачу невыполнимой и бесперспективной. Весьма странным следует признать и рейтинг школ, непонятно, как можно сравнивать учреждения, где в одной школе (условно) 100 выпускников, а в другой 500, надо тогда усложнять рейтинг для категорий школ и как можно не учитывать фактор концентрации детей с особенностями психического развития или факторами сложных социальных условий.
За период с 2010 по 2020 годы среднее школьное образование в Москве пришло к тому, что после проведенных изменений его теперь больше не надо реформировать, а просто нужно строить заново с нуля.