Центральная Европа породила немало жутковатых легенд и поверий. Если прислушаться к ним, тут водятся и оборотни, и вурдалаки, именно в в центре Европы, в небольшом балканском государстве жил и правил самый знаменитый вампир планеты - Влад Дракула. Особняком от этих страшилок стоит старинная пражская легенда о големе - глиняном истукане, оживлённом колдуном-раввином.
Голем - одна из старейших городских легенд Праги, до сих пор горожане верят, что раз в 33 года на узких улочках квартала Йозефов - одного из старейших еврейских гетто в Европе - ночью можно встретить гигантскую молчаливую фигуру, бесцельно бродящую по мостовой.
Всё началось в XVI веке, в правление короля Рудольфа II. Это было время религиозной напряжённости, когда по всей Европе колыхали конфликты между католиками и протестантами, и Чехия была втянута в самую гущу событий. Как вы понимаете, доставалось так же и евреям, которых повсеместно в Чехии, Польше и Литве обвиняли в том, что те добавляли кровь христианских детей в в пасхальную мацу (это обвинение позже получило название "Кровавый Навет", и, согласно последним исследованиям в том числе и еврейских учёных, такое могло иметь место среди маргинальных иудейских сект). Разумеется, стоило где-либо в Праге или окрестностях пропасть или умереть местному ребёнку, виноватыми объявляли евреев, что заканчивалось ужасными погромами в Йозефове.
Живший в то время раввин Лев бен Бецалеллель, служивший в Новостарой синагоге и углублённо изучавший Кабалу - мистическое направление иудаизма - нашёл выход в создании одушевлённого глиняного существа, голема. Ритуал Бецаллель провел ночью на берегу Влтавы, в присутствии и с помощью своих учеников. Сначала из влажной глины была вылеплена большая человекоподобная фигура, затем раввин и его помощники медленно обошли вокруг лежащей фигуры, а в заключение раввин вложил в рот голему шем – лист пергамента с начертанным на нем древним еврейским заклинанием, дарующим жизнь любому неодушевленному предмету. После того, как ритуал был окончен, глиняный гигант встал на ноги и послушно отправился в город вслед за своим создателем. Днём безмолвный слуга выполнял чёрную работу, а ночью обходил улицы гетто, охраняя покой его жителей. Молва о ночном чудовище распространилась среди горожан, и погромы в Праге были прекращены.
Разумеется, в этой истории был свой подвох - вечером пятницы, перед началом субботы, раввин должен был вытащить бумажку изо рта голема, чтобы соблюсти Закон - в субботу еврей не может работать или заставлять работать других. Однажды Лев забыл сделать это, и случилось несчастье. Слуга взбесился, стал бросать камни, вырывать деревья, круша все, носиться по улицам. Так получилось, что ребе уже начал субботнее богослужение (которое у иудеев приходится на пятничный вечер), и даже прочитал 92 псалом, но встревоженные прихожане потребовали у него прекратить службу и успокоить своего монстра. Ребе вышел на улицу, достал шем изо рта голема, а самого поместил на чердак своей синагоги. Убедившись в опасности подобных "колдовских" манипуляций, раввин велел разобрать лестницу, ведущую на чердак и строго настрого запретил приближаться к своему же детищу. Ещё несколько веков после этого пражские евреи были убеждены, что всякого, кто поднимется туда, ждёт смерть. Единственным человеком, не испугавшимся проклятия, был главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793 годы). Он прошёл строгий обряд очищения, постился и молился, прежде чем рискнул проникнуть в тайник. К стене приставили временную лестницу из брёвен и досок. Дверь на чердак успела заржаветь, но все же поддалась. Что он там увидел, остаётся загадкой - раввин спустился оттуда, бледный и дрожащий от страха, и вновь повторил запрет бен Бецаллеля.
Разумеется, я ни в коем случае не допускаю возможности оживить глиняную статую путём алхимических ритуалов, но все же, считаю, что история могла иметь под собой некую реальную основу. Разгадка кроется в самом слове "голем". Помимо существа, созданного силой кабалистических ритуалов, оно так же означает.... умалишённого дурачка. Возможно Лев бен Бецаллель, будучи широко образованным не только в вопросах Торы, но и известным алхимиком, врачом и математиком, просто взял на службу некоего страдавшего слабоумием человека (такие нередко обладают высокой физической силой), пытаясь заодно вылечить его от недуга. Люди видели, как раввин кладёт ему что-то в рот и думали, что это бумажка с заклинанием. Или же сам раввин придумал назвать своего слугу монстром, дабы уберечь Йозефов от погромов. А возможно, идея припугнуть горожан принадлежала самому королю Рудольфу. Дело в том что чешский монарх сам увлекался алхимией, и нередко приглашал бен Бецаллеля ко двору. Наверняка тот просил о королевском заступничестве, но вряд ли католический король мог открыто защищать евреев.