Начала истории К.Малевича здесь.
С 1924 г. по 1926 г. Малевич занял должность директора Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК). В это время он много занимался исследовательской работой. Так, в 1923-1927 г. он занялся архитектонами.
Архитектон — это объект пространственного супрематизма. Основа будущей архитектуры земли и космических станций. Малевич также создавал модели домов будущего, их он назвал «планитами».
Малевич создавал свою систему, свою вселенную. Использовал новые термины: «землянит», «архитектон», «планиты», «Госваал» и т.д. Землянит — это человек будущего, не привязанный к земле, обитающий в «воздушных планитах». Он освободился от старых пережитков, вроде религии и национальности. Госваал — это государство, требующее жертв от деятелей искусства.
1927 г. стал для Малевича как годом триумфа, так и годом больших неприятностей. В 1926 отношения Малевича и Советстской власти стали напряженными. ГИНХУК был закрыт, а Малевич стал думать об эмиграции. В 1927 г. состоялась его персональная выставка в Берлине, имевшая большой успех.
“Немцы меня встретили лучше не придумаешь... Я страшно хотел бы, чтобы вы посмотрели все, какое ко мне отношение уже в другом государстве. Я думаю, что еще ни одному художнику не было оказано такого гостеприимства. С мнением моим считаются как с аксиомой. Одним словом, слава льется, как дворником улица метется” (Из письма К. Малевича Льву Юдину).
Малевич планировал после Берлина ехать в Париж, но получил секретное письмо. Ему было приказано в срочном порядке вернуться в СССР, а все его работы остались в Берлине... После возвращения Малевич провел несколько недель в заключении. Но помогла помощь влиятельного друга.
В это время Малевич снова вернулся к живописи, уже в жанре постсупрематизм. Его искусство перестало быть беспредметным. Но образы остались универсальными, безличными. Он рассказывает на своих картинах о советском крестьянстве через пустые лица и драматические сочетания цветов.
В 1929 Малевичу устроили персональную выставку в Третьяковской галерее. Но на руках у него не было работ! Основной массив остался в Германии. Он уединился на три месяца на даче в Немчиновке и все перерисовал по новой, включая ранние работы. Так заново появился очередной Черный квадрат и многое другое... Даты на работах Малевич ставил по утерянным картинам, чем создал большую путаницу для искусствоведов.
Последние годы жизни художника были также неоднозначными. Были и гонения (включая повторный арест), и выставки, поиск работы и новые назначения. Но, в целом, его звезда закатилась. Он не укладывался в советский формат. Одной из самый известных работ этого времени стала «Красная конница». Эту единственную работу признала и одобрила советская власть за тематику.
В 1932 начался последний этап творчества художника. Он вернулся к реалистичной манере и портретам в стиле нео-классики. Это очень неожиданно, ведь в молодости он сравнивал классическое искусство со «старым халатом», «бабушкиным ливчиком», «лавкой старьевщика» и еще чем похуже! Сам художник называл свой новый стиль «супранатурализм».
Самая известная картина в этой серии — автопортрет К.Малевича (см. последнее фото к посту). Где он сравнивает себя с великими деятелями возрождения! Пройдя через ноль и отрицание в конце жизни он вернулся к истокам...
В 1933 г. Малевичу поставили страшный диагноз — рак. Он скончался в 1935 г. в возрасте 56 лет. Перед смертью он подробно и обстоятельно изложил свои супрематические похороны... Уйти он хотел красиво. Наследства он никакого не оставил и умер в бедности. Похоронные задумки Малевича слегка сократили, но постарались изобразить...
Гроб в стиле супрематизма медленно ехал по Невскому проспекту.
Похоронная машина была тоже расписана в стиле супрематизма. Гроб внесли в комнату, где были развешаны картины художника и был концерт. На следующий день гроб отнесли в Союз художников, где он стоял 3 дня. Даниил Хармс читал стихи...
Памяти разорвав струю,
Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо.
Имя тебе Казимир.
Ты глядишь, как меркнет солнце спасения твоего...
(Целиком здесь).
Малевича похоронили под дубом в селе Немчиновка под Москвой. Похоронные венки развесили на дубе, и позже хотели сделать там памятник. В годы войны могила была разрушена и исчезла. Точное место захронения Малевича нашли в 2014 г. в паре метрах от элитного жилья. Но кроме земли ничего не осталось... Попытки найти личные предметы К.Малевича, чтобы сделать его музей, также провалились. Осталось только его искусство. А сам он ушел в беспредметное...
В заключение я решила дать несколько ссылок на ю-тюб видео о Малевиче, которые мне особенно понравились:
...Еще будет пост про Черный Квадрат. Он начал жить отдельной жизнью, как Нос в рассказе Гоголя. Так что и пост под него нужен отдельный.