Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

В защиту лучшего российского sci-fi экшна от всяких домыслов

Кадр из фильма «Аванпост»
Кадр из фильма «Аванпост»

Фильм «Аванпост» (ранее такое же было с «Вторжением») подвергается довольно странной критике, в том числе его стыдили за избыточный милитаризм, культ грубой силы, упрекали в бездуховности и т.п. Вряд ли это справедливо по отношению к "жанровому" кино. Ну, и не так уж этот фильм прямолинеен и груб. Как раз напротив, здесь от и до диалектические противоречия и неслабая экзистенциалистская философия. И гуманизм.

Кадр из фильма «Аванпост»
Кадр из фильма «Аванпост»

Некоторые толком не поняли, зачем инопланетяне поселили на Земле людей. Думаю, тут нет ничего сложного, если смотреть внимательно. По идее авторов фильма, первые инопланетяне колонизаторы-разведчики создали людей по своему образу и подобию, но в ослабленном варианте, чтобы эти люди своей массой и назойливостью задавили более сильную цивилизацию, которая уже построила Антлантиду и к моменту прибытия корабля с основной группой гуманоидов-колонизаторов развилась бы настолько, что корабль бы даже не долетел.

Кадр из фильма «Аванпост»
Кадр из фильма «Аванпост»

Дальше идет довольно умная и красивая легенда, умнее, чем во многих научно-фантастических фильмах США. После уничтожения развитой цивилизации людьми у богов разделились мнения. Ра (Солнце) и ему подобные придумали религии, которые должны были обеспечить людям мирную, но достаточно овощную жизнь, без активного развития технологий.

Ид (его имя относит нас к «Оно» Фрейда, к бессознательной части психики, совокупности инстинктивных влечений, из которых инопланетянина больше всего интересуют разрушительные наклонности) периодически подпитывал человеческую агрессивность, провоцируя войны, перевороты, революции и ему этот функционал теневого правителя все больше нравился.

Кадр из фильма «Аванпост»
Кадр из фильма «Аванпост»

В результате смешения креационистских концепций религии не делали людей добрее, а провоцировали новые войны. В процессе которых активно развивались технологии. Поэтому к прибытию на Землю инопланетян люди уже представляли серьезную угрозу. Ра пришлось стать тем самым богом, что иногда «обнуляет» человечество. Он отключил электричество, уничтожил большую часть планеты каким-то импульсом, а остальную часть зазомбировал с целью ликвидировать выживших в «круге жизни» вокруг Москвы, который оказался закрыт от смертельного импульса Луной.

Кадр из фильма «Аванпост»
Кадр из фильма «Аванпост»

Ну, а Ид становится диссидентом, изменяющим своей расе. Он желает человечеству выжить, а прибывающие соплеменники ему уже не нужны, потому что он хочет сам властвовать на земле в виде божества.

«Аванпост» – хороший фильм. Тут крепкий и незаклишированный сюжет, бодрый плотный экшн, правильные спецэффекты, работа художника. Одно из лучших в истории кинофантастики развитие креационистской темы. Это, кстати, очень важно, так как делает фильм серьезным. Все очень внятно, изящно и по-взрослому проработано на идейном уровне. Некоторые известные американские работы по сравнению с «Аванпостом» очень наивны.

Кадр из фильма «Аванпост»
Кадр из фильма «Аванпост»

Куча классных актеров. Прямо праздник. Нет провалов в диалогах, все четко. Это фильм во всем можно смотреть, не напрягаясь, без страха, что кто-то киксанет. Не будет этого, а вот всякой неожиданной крути будет немало. Понятно, что тут гора отсылок к другой фантастике – от «Бегущий по лезвию» до «Чужой-Завет», «Матрица», «День, когда Земля остановилась» и даже внезапно – «Псы-воины».

При этом фильм очень во многих ключевых местах индивидуален, у него явно есть свое лицо и своя идеология, поэтому откровенное обозначение референсов не лишает его самобытности. Во-вторых, отсылки вообще не плохо, а очень часто вполне хорошо. «Аватар» почти целиком состоит из отсылок, а в основной сюжетной линии, по сути, является ремейком.

Кадр из фильма «Аванпост»
Кадр из фильма «Аванпост»

И что? «Искусственный разум» Спилберга – просто перенос в будущее приключений Пиноккио. И кому от этого стало плохо? Где разгромные заметки наших критиков в адрес таких фильмов? Это вполне нормальный тон для научной фантастики.

Я прочитал довольно много рецензий в известных изданиях, которые почему-то излишне политизируют работу режиссера Егора Баранова и сценариста Ильи Куликова. Ну, зачем так? Это же просто «жанровое» кино, зачем видеть в нем смыслы, которых нет?

Кадр из фильма «Аванпост»
Кадр из фильма «Аванпост»

Кажется, если бы Тарковский снял «Солярис» и «Сталкер» сегодня, критики и ему бы устроили пятиминутку политинформации. Не стоит быть слишком серьезными и смотреть на каждый фильм, поддержанный Минкультом, как на политический манифест. Это просто поп-культура.