Фильм «Аванпост» (ранее такое же было с «Вторжением») подвергается довольно странной критике, в том числе его стыдили за избыточный милитаризм, культ грубой силы, упрекали в бездуховности и т.п. Вряд ли это справедливо по отношению к "жанровому" кино. Ну, и не так уж этот фильм прямолинеен и груб. Как раз напротив, здесь от и до диалектические противоречия и неслабая экзистенциалистская философия. И гуманизм.
Некоторые толком не поняли, зачем инопланетяне поселили на Земле людей. Думаю, тут нет ничего сложного, если смотреть внимательно. По идее авторов фильма, первые инопланетяне колонизаторы-разведчики создали людей по своему образу и подобию, но в ослабленном варианте, чтобы эти люди своей массой и назойливостью задавили более сильную цивилизацию, которая уже построила Антлантиду и к моменту прибытия корабля с основной группой гуманоидов-колонизаторов развилась бы настолько, что корабль бы даже не долетел.
Дальше идет довольно умная и красивая легенда, умнее, чем во многих научно-фантастических фильмах США. После уничтожения развитой цивилизации людьми у богов разделились мнения. Ра (Солнце) и ему подобные придумали религии, которые должны были обеспечить людям мирную, но достаточно овощную жизнь, без активного развития технологий.
Ид (его имя относит нас к «Оно» Фрейда, к бессознательной части психики, совокупности инстинктивных влечений, из которых инопланетянина больше всего интересуют разрушительные наклонности) периодически подпитывал человеческую агрессивность, провоцируя войны, перевороты, революции и ему этот функционал теневого правителя все больше нравился.
В результате смешения креационистских концепций религии не делали людей добрее, а провоцировали новые войны. В процессе которых активно развивались технологии. Поэтому к прибытию на Землю инопланетян люди уже представляли серьезную угрозу. Ра пришлось стать тем самым богом, что иногда «обнуляет» человечество. Он отключил электричество, уничтожил большую часть планеты каким-то импульсом, а остальную часть зазомбировал с целью ликвидировать выживших в «круге жизни» вокруг Москвы, который оказался закрыт от смертельного импульса Луной.
Ну, а Ид становится диссидентом, изменяющим своей расе. Он желает человечеству выжить, а прибывающие соплеменники ему уже не нужны, потому что он хочет сам властвовать на земле в виде божества.
«Аванпост» – хороший фильм. Тут крепкий и незаклишированный сюжет, бодрый плотный экшн, правильные спецэффекты, работа художника. Одно из лучших в истории кинофантастики развитие креационистской темы. Это, кстати, очень важно, так как делает фильм серьезным. Все очень внятно, изящно и по-взрослому проработано на идейном уровне. Некоторые известные американские работы по сравнению с «Аванпостом» очень наивны.
Куча классных актеров. Прямо праздник. Нет провалов в диалогах, все четко. Это фильм во всем можно смотреть, не напрягаясь, без страха, что кто-то киксанет. Не будет этого, а вот всякой неожиданной крути будет немало. Понятно, что тут гора отсылок к другой фантастике – от «Бегущий по лезвию» до «Чужой-Завет», «Матрица», «День, когда Земля остановилась» и даже внезапно – «Псы-воины».
При этом фильм очень во многих ключевых местах индивидуален, у него явно есть свое лицо и своя идеология, поэтому откровенное обозначение референсов не лишает его самобытности. Во-вторых, отсылки вообще не плохо, а очень часто вполне хорошо. «Аватар» почти целиком состоит из отсылок, а в основной сюжетной линии, по сути, является ремейком.
И что? «Искусственный разум» Спилберга – просто перенос в будущее приключений Пиноккио. И кому от этого стало плохо? Где разгромные заметки наших критиков в адрес таких фильмов? Это вполне нормальный тон для научной фантастики.
Я прочитал довольно много рецензий в известных изданиях, которые почему-то излишне политизируют работу режиссера Егора Баранова и сценариста Ильи Куликова. Ну, зачем так? Это же просто «жанровое» кино, зачем видеть в нем смыслы, которых нет?
Кажется, если бы Тарковский снял «Солярис» и «Сталкер» сегодня, критики и ему бы устроили пятиминутку политинформации. Не стоит быть слишком серьезными и смотреть на каждый фильм, поддержанный Минкультом, как на политический манифест. Это просто поп-культура.