«… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Это изречение принадлежит знаменитому русскому педагогу К.Д.Ушинскому, а уж он, как основоположник научной педагогики в России, знал в этом толк.
Что такое внимание, зачем оно нам, надо ли его развивать у ребёнка или всё само собой разовьётся. Давайте разбираться по порядку.
Словарь психологических терминов даёт следующее определение: внимание – направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нём. Можно поумничать и упомянуть о том, что принято выделять два типа внимания: произвольное и непроизвольное. В чём же их кардинальное различие?
Непроизвольное внимание возникает не от какого-либо усилия со стороны человека, а из-за определенных особенностей раздражителя, зачастую обусловлено отсутствием цели и намерения. Самый простой пример: мы всегда обернемся на неожиданный резкий звук или обратим внимание на что-то мигающие, когда остальное в статике.
Возникновению произвольного внимания предшествует постановка сознательной цели, для достижения которой необходимо приложить волевые усилия (что-то выучить, запомнить и т.д.).
У детей дошкольного возраста произвольное внимание носит кратковременный характер, оно есть, пока присутствует интерес. Как только интерес исчерпан, пропадает внимание, а вместе с ним память, концентрация, усидчивость и тд., а эти процессы необходимы для успешного обучения, не всегда ведь будет интересно, иногда просто будет «НАДО». Развивать внимание, однозначно, надо. И, конечно, лучше всего через игру. Расскажу про наши любимые игры.
1. «Фотограф». Расставляем от 5 до 15 предметов, можно меньше или больше, количество регулируется по возрасту. Предметы могут быть разнообразные: фигурки из киндера, цветные шарики или кубики, книжки, пуговицы, а также можно играть по изучаемой теме. Например, вы изучаете овощи – фрукты или диких, домашних животных, значит именно они сегодня будут фотографироваться. Поставили- рассадили фотографирующихся. Затем засекаем время (мы всегда пользуемся песочными часами, в этом есть какая-то романтика), примерно от 10 секунд (время регулируем по возрасту), ребёнок запоминает, «фотографирует »расположение, отворачивается. Вы меняете местами фигуры, что-то убираете. Начинайте с 1-2 изменений, постепенно усложняя. Затем ребенок поворачивается и исправляет. Есть другой вариант: что-то изменить в комнате пока ребенок вышел из неё.
2. «Потерянная буква». Можно рассказать легенду о том, что, например, буква «Л» заколдована злым волшебником. На неё наложено заклятие: совершенно не помнит, в названии каких слов она есть. Необходимо срочно отправляться на спасение. А для этого надо постараться найти вокруг себя как можно больше предметов, названия которых начинаются на букву «Л».
3. «Весёлая зарядка». Нужно придумать на 5 счётов (постепенно можно довести до 10) 5 движений. И закрепить: например, когда ведущий говорит 1, то ребёнок хлопает в ладоши, когда 2 – прыгает вверх, 3 – ложится, 4 – изображает обезьянку, 5 – замирает. Когда последовательность усвоена, можно говорить порядковые числа в разнобой и постараться запутать маленького человечка. Можно добавлять смешные задания, например, если вдруг ведущий хлопнет 2 раза, то ребенок должен похрюкать.
4. «Земля-вода-воздух». Игра с мячом. Ведущий кидает игроку мяч и говорит либо земля, либо вода, либо воздух. Задача ребенка состоит в том, чтобы поймать мяч и ответить соответственно. Если кинули землю – назвать того, кто передвигается по земле, если вода – то водного обитателя, если же воздух – то того, кто умеет летать. А затем кинуть мяч обратно и назвать другую стихию.
5. «Графический диктант». Это действительно находка на развитие внимания и усидчивости, ориентации в пространстве, развитие слухового внимания, знакомство с клеткой. В интернете множество схем графических диктантов от самых простых до сложных. Хорошо, если начнёте писать диктанты в тетрадке в крупную клетку. Мы, выполнив задание, раскрашиваем и придумываем историю с тем, кого нарисовали.
6. «Сыщик». Для игры понадобятся лоскутки ткани 10 на 10 различной фактуры (гладкие, шершавые, в рубчик и тд). Ребёнок берет один и подробно изучает его на ощупь. Затем закрывает глаза и пытается найти свой лоскуток на ощупь среди других предложенных.
7. «Соседи». Игра на внимание, математическое мышление и логику для тех, кто умеет считать до 10 или до 20. Для игры понадобятся картонные карточки от 0 до 10, а в усложненном варианте от 0 до 20. Карточки перемешиваются и делятся пополам. Первый игрок кладёт карточку, задача второго положить карточку, число на которой максимально близко к числу на первой карточке. Например, первый положил «5», второй кладёт максимально близкую карту из своих, например «7». Побеждает тот, у кого останется меньше карт.
Внимательный человек – это человек наблюдательный! Наблюдайте окружающий мир вместе с маленьким человечком!