Приятно, конечно, называть деятельность врача искусством, однако за столь красивым названием лежит вполне себе обыкновенная профессия со своими канонами, стандартами, порядками действий и т.д. Не без клинического мышления, разумеется. Тем не менее, для того чтобы максимально эффективно экстраполировать свои фундаментальные знания и практические навыки в наших нынешних условиях любому врачу, а доктору первичного звена в особенности, следует держать в голове несколько алгоритмов действий на тот или иной клинический случай – без этого, к сожалению, не вписаться в установленный временной лимит на приём пациента.
Тренд нынешнего здравоохранения – профилактика, предупреждение болезней. Диагноз в поликлинике – необходимая и безальтернативная модель оптимизации диспансеризации. Докторам пора уяснить: рассчитывать на самостоятельное посещение пациентов поликлиники в превентивных целях не стоит. В этой связи следует использовать малейший повод, когда больной находится на территории амбулаторного медучреждения. И неважно, зачем пациент пришёл в поликлинику. В случае его появления в медучреждении необходимо начинать диспансеризацию. Если этого не будет – показатели общественного здоровья в нашей стране никогда не достигнут уровня экономически развитых стран. Не стоит ждать чудес – в ближайшее время к нашим пациентам не придёт осознание ответственности за собственное здоровье.
Очевидно, что главный акцент образования на этапе медвуза должен быть сделан на подготовке поликлинических докторов. К сожалению, далеко не во всех поликлиниках есть профессорско-преподавательский состав, способный оказать консультативную помощь городским врачам, заниматься их образованием, проводить консилиумы, клинико-анатомические конференции и разборы наиболее трудных и прогностически неясных пациентов. Даже в столице, при наличии нескольких медвузов, а также медицинских факультетов в некоторых университетах, далеко не во всех поликлиниках базируются клинические кафедры.
Примечательно, что в экономически развитых странах на последипломном этапе терапевта готовят в несколько этапов: общетерапевтическая подготовка в амбулаторных условиях и стационаре в течение 5 лет с ротацией по отделениям – от приёмного покоя до блока интенсивной терапии. В итоге получается полноценный специалист.