Главной целью врачебной деятельности является постановка диагноза. В его отсутствии никакое лечение не может обсуждаться. Методологически диагноз состоит из ряда слагаемых: основное заболевание, фоновая патология, сопутствующие болезни и осложнения – абсолютная структуризация. Единственный способ проверки правильной постановки клинического диагноза – патологоанатомическое исследование, что, к сожалению, весьма редко происходит в случае смерти пациента вне стационара. Иными словами – поликлинические доктора не имеют возможности проверить объективность поставленного диагноза.
Эксперты убеждены: даже в условиях лимитированного времени на приём, подготовленный должным образом врач в состоянии поставить верный диагноз. Для этого, с точки зрения ряда профессоров, совершенно необязательно знать более миллиона нозологических единиц, входящих в МКБ. Достаточно всего лишь расставить, что называется, по ранжиру клинические диагнозы, с которыми наиболее часто встречаются на амбулаторном этапе оказания медпомощи: патологии, приводящие к инвалидизации, а также те заболевания, которые в прогностическом плане угрожают летальным исходом. Всё это амбулаторный врач должен знать досконально, а диагностическую концепцию в этой связи надо формировать автоматически. Только таким образом можно эффективно вести пациентов в амбулаторных условиях.
Как известно, ведущими причинами смертности в нашей стране являются заболевания сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, сахарный диабет 2-ого типа с букетом всевозможных осложнений, а также хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ). К этим патологиям ведущие интернисты считают необходимым добавить вариабельную патологию опорно-двигательной системы и так называемые «болезни асоциальных групп населения» – туберкулёз, алкоголизм, наркоманию и ВИЧ.
Подготовленный должным образом терапевт в состоянии эффективно справляться с перечисленными патологиями без привлечения узких специалистов в подавляющем большинстве обращений населения в поликлинику. И только в редких случаях он должен прибегать к помощи своих коллег. Вообще, согласно модели здравоохранения в большинстве экономически развитых стран, к узкому специалисту пациент должен попадать только через врача первичного звена. Ни у одного другого клинициста нет такой миссии.