При обсуждении одной из статей о роли войск НКВД во Великой Отечественной войне вновь появились комментарии о «миллионах расстрелянных» красноармейцев.
Мифы, созданные разного рода историками, столь живучи и популярны, что опровергнуть сложно даже при помощи логики и математики.
Впрочем, слепую веру во что-либо опровергнуть почти невозможно. А «миллионы расстрелянных» именно из того самого «списка речевок».
За дезертирство в военное время, согласно статье 193, полагался расстрел. Чего, собственно, никто и никогда не скрывал.
К сожалению, точных данных о количестве дезертиров и уклонистов во время ВОВ, не существует.
По этой причине можно ориентировать только на примерные цифры, которыми располагает статистика. А они крайне далеки от «миллиона», о котором так часто заходит речь.
Тяжелая обстановка, как на фронтах, так и в тылу создавала почву, как для антисоветских настроений, так и для злоупотреблений на местах — те самые кадры, когда какой-нибудь не меру шустрый командир хватался за кобуру, с криком «да я тебя…», все, наверное, помнят.
Правда, то было в кино...
На деле уже в октябре 1941 года появился приказ наркома обороны N0391, который предписывал командирам не подменять воспитательные работы репрессивными мерами в отношении подчиненных.
Что же касается официальной статистики, то за годы войны за дезертирство было осуждено около миллиона военнослужащих.
Приговорены к высшей мере — около 150 тысяч.
Ну а в качестве примера, который говорит за то, что даже злостных дезертиров не спешили расстреливать или сажать в тюрьму, можно вспомнить историю некоего Размахова.
Сей «товарищ» был осужден на 10 лет, но изъявил желание «искупить кровью».
Оказавшись на фронте, он сбежал, после чего его поймал и отправил вновь на фронт, откуда он сбежал опять.
История закончилась тем, что Размахов сбежал окончательно и организовал банду.
В итоге его следы так и затерялись…